Во все времена дружество почитали из числа первых благ жизни.
И. А. Крылов
Объединении корпораций: мировая практика и тенденции
Корпорации - особый тип общественной солидарности
Если воспользоваться определением понятия "корпорация", то название темы можно изменить на “объединение объединений”. Но это не “масло масленое”, а важная тенденция в развитии современного предпринимательства.
Корпорации в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих имущественных и неимущественных могут по договору между собой создавать различные объединения. ГК РФ (ст. 121) предусматривает две формы таких объединений: ассоциации и союзы.
При рассмотрении вопроса объединений корпораций нужно иметь в виду следующее:
Становление рыночных отношений в России началось относительно недавно. В настоящее время идет активный процесс преобразования предприятий, основанных на государственной собственности, путем приватизации, реструктуризации в другие формы собственности. Вместе с новообразуемыми предприятиями среднего и малого бизнеса формируется “нижний уровень” народного хозяйства.
Как только этот процесс будет в основном завершен, переделке подвергнутся и “верхние уровни”, в частности, начнется процесс установления и развития связей между корпорациями. Нельзя сказать, что сейчас они отсутствуют. Законодательством установлены формы объединений (ассоциации и союзы - ГК РФ, финансово-промышленные группы – Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"). Однако хозяйственная практика пошла дальше, в некоторых отраслях промышленности стали появляться нетипичные хозяйственные объединения (например, АО “Газпром”, в составе которого объединены множество предприятий).
Как бы то ни было, развитие экономики выявит в дальнейшем потребности в новых для России форм объединений корпораций. И законодателю важно не отстать от практической жизни.
По информации на январь 2000 года в Государственной Думе Российской Федерации подготовлены проекты федеральных законов “О холдингах” и “О холдинговых компаниях”
Связи между корпорациями многообразны, разноплановы и многофункциональны. В западных странах в настоящее время наблюдается процесс концентрации капиталов, выраженный в многочисленных объединениях предприятий. Обратимся к опыту развитых промышленных стран, где рыночные отношения имеют более длительную историю, и кратко охарактеризуем основные виды корпоративных объединений.
Союзы — это объединения предприятий по отраслевому территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях. Члены союзов не ведут совместную хозяйственную деятельность. Хотя функции союза в основном сводятся к . представительским, он может разрабатывать экономические и юридические прогнозы, созывать конференции, обобщать и распространять передовой опыт, предоставлять информацию членам союза, вести издательскую деятельность в интересах участников. Союз вправе создавать свои представительства в отдельных регионах или органах, а также специальные фонды. Деятельность этого объединения осуществляется за счет членских взносов, добровольных взносов и пожертвований.
Хозяйственные ассоциации очень близки по своему положению к союзам, поскольку имеют с ними много общих черт. Они тоже в основном создаются по ведомственной принадлежности и могут входить в другие объединения без согласия членов ассоциации. Как и союзы, они представляют интересы своих членов в отношениях с государственными и негосударственными организациями. Но в ассоциации главными все же являются не представительские функции, а функции производственного характера, к числу которых относятся функция координации производственной деятельности между участниками ассоциации, функция углубления между ними специализации, функция кооперации, функция централизации выполнения определенных функций. Большая доля внимания, энергии ассоциаций направляется на создание новых хозяйственных обществ и товариществ.
Концерны по сравнению с вышеуказанными объединениями — структура более централизованная и жесткая. Они также являются добровольными объединениями корпораций на основе централизации производственных функций, научно-технической политики, инвестиций, финансовой и технической политики, внешнеэкономической деятельности, имеющими своей целью и организацию коммерческого обслуживания. Концерны могут создавать хозяйственные организации (центры, службы и т. п.), правовое положение которых они определяют сами. Управление концерном осуществляют органы (правление, руководитель), избираемые его участниками. Единое управление — отличительный признак концерна.
Взаимоотношения между членами концерна довольно жесткие, хотя строятся они на договорной основе, а не на иерархической зависимости. Например, без согласия концерна его члены не могут быть одновременно участниками других концернов или ассоциаций. Участники концерна в соответствии с его учредительными документами могут нести субсидиарную юридическую ответственность по обязательствам объединения, а оно, в свою очередь, отвечать по обязательствам участников. Наконец, концерны часто создают собственные корпорации, выступая по отношению к ним в качестве собственника-учредителя, например внешнеторговые, рекламные, сбытовые, консультационные и др.
Концерны делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикалъные концерны имеют очень сложную структуру и объединяют фирмы различных отраслей промышленности, участвующих в связанном производственно-технологическом процессе, как, например, горноразработка — металлургия — машиностроение. Горизонтальные концерны по своему строению проще, поскольку они объединяют корпорации, относящиеся к одной отрасли.
Консорциумы — это временные союзы, объединения на паевой основе, которые возникают сразу между несколькими банками и промышленными корпорациями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого проекта. По некоторым параметрам с ними сходны финансово-промышленные группы в России. Консорциум создается обычно тогда, когда проект превышает финансовые возможности одного банка. Он может образоваться и без непосредственного участия банков самими решившимися объединиться промышленными корпорациями, которые располагают необходимыми финансовыми возможностями. Целью такого объединения может быть реализация программ, проектов, государственных заказов. Предприятия при этом могут сохранять ведомственную принадлежность. Создаются консорциумы на срок выполнения программ, проектов, заказов.
Деятельность данного вида объединений строится на основе распоряжения паевыми взносами и ресурсами. Не исключено привлечение и заемных средств по согласию либо поручению участников.
Обязанности между участниками консорциума распределяйся исходя из того, кто лучше себя проявил в определенной области или деятельности либо кто сможет свести издержки к минимуму. Нередко консорциумы возникают на стыке различных отраслей.
Консорциум представляет интересы своих участников перед государственными органами. Для этой цели в его структуре создайся исполнительные органы. Однако допустимо и поручение выполнять представительские функции одному участнику. Если по ходу выполнения проекта выявится необходимость в создании какой-либо хозяйственной организации, то консорциум вправе это сделать. Органы управления данного вида объединения существуют на отчисления его членов.
Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Его создание оформляется учредительным договором.
Прекращение деятельности консорциума обычно осуществляется по причине реализации поставленных задач.
Картели — объединения корпораций с целью эффективного решения вопросов, связанных со сбытом продукции. Создание таких объединений, осуществляемое также на договорных основах и при наличии добровольности участия, может преследовать следующие цели: овладение рынками сбыта, разграничение сфер влияния, регулирование цен на продукцию и т. п.
Корнеры — форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.
Конгломераты очень похожи на вертикальные концерны и создаются из корпораций, взаимосвязанных в процессе производства. Однако нередки объединения и без производственной общности. Отличием конгломерата от концерна является то, что его участники пользуются широкой автономией. Причина предоставления такой свободы состоит в стремлении членов конгломерата вкладывать свой капитал более эффективно, не обременяя себя необходимостью получения на то согласия остальных участников объединения. Однако стремление это обоюдное, поскольку конгломерат в целом тоже выигрывает, если его участники сильны в экономическом плане.
Трест — вид объединения корпораций, который отличается прочностью экономических и организационных связей. Корпорации, в нем участвующие, теряют хозяйственную и частично юридическую самостоятельность, так как здесь объединение происходит практически по всем параметрам их деятельности. Могут создаваться и международные тресты.
Синдикат — это такое объединение, где корпорации теряют только свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката — решение вопросов сбыта. Для этой цели в его структуре создается одно, а чаще всего целая сеть торговых товариществ. Но их деятельность не ограничивается сбытом продукции корпораций — участников синдиката. Созданные для решения проблем сбыта, эти товарищества могут вести любую хозяйственную деятельность.
Франчайза (франчайзная система) — это гибридная форм сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства. Название произошло от французского слова франчиза, т. е. льгота, привилегия. По существу франчайза есть объединение между корпорациями, отдельными бизнесменами. В соответствии с учредительным договором крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию или бизнесмена своими товарами, рекламными услугами, технологиями. Эта же корпорация (франчайза) обязуется предоставлять и услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы. Не исключено также инвестирование определенного капитала со стороны корпорации-франчайзы в фирмы, находящиеся под ее покровительством.
Холдинг — это не столько добровольное, сколько вынужденное объединение корпораций для того, чтобы не пропасть, а может быть, даже повысить свою конкурентоспособность. Обычно участники холдинга все-таки имеют достаточную степень свободы в оперативной деятельности. Но по таким вопросам, как установление цен на материалы и комплектующие, ими поставляемые, они вынуждены подчиняться. Холдинг определяет общую стратегию развития предприятий, которые он объединяет.
В России под маской холдингов все же чаще скрываются органы управления, бывшие отделы и управления соответствующих министерств, и поэтому они справедливо рассматриваются как завуалированные структуры административно-командной системы. Это — с одной стороны. Но с другой стороны, существование надо признать объективным. Создание холдингов в таком виде есть естественная реакция предприятий на уничтожение министерств и невозможность сразу выйти “в свободное плавание”.
Такова краткая характеристика основных объединений корпораций, встречающихся в современном мире. Но жизнь развивается, и вполне закономерным будет предположить, что социальный опыт обогатится новыми видами корпоративных объединений. Возможно, и Россия внесет в этот процесс свою лепту.
Из книги Т.В. Кашаниной "Корпоративное право. Учебник для ВУЗов".
Норма-Инфра. М. 1999