Непредсказуемая история IBM

Жизнь, как известно, полна неожиданностей. В бизнесе они случаются сверх меры и давно уже составляют некий привычный фон: что поделаешь, такова специфика. А обилие изменений вынуждает фирмы (особенно начинающие) всячески приспосабливаться к рынку, меняя сферу деятельности, круг потребителей и даже место жительства. Так что если попытаться проследить биографии заметных ныне компаний, то – зная финальный результат – догадаться о первых шагах подчас невозможно. В случае IBM – точно невозможно.

Два плюс один

Начать с того, что история IBM отсчитывается со второй половины XIX века, когда финансист Чарльз Р. Флинт основал свое дело, торгуя сырьем с Южной Америкой, а также оружием и боеприпасами. Масштаб деятельности был ощутим: в подчинении у Флинта находилось с дюжину предприятий, разбросанных по миру. Вдобавок он всячески пропагандировал идею промышленных объединений – монополизация рынка, казалось ему, должна привести к улучшению качества продукции, тогда как нерегулируемая конкуренция вызывала обратный результат. Положим, сомнительность этих тезисов очевидна – а суть в том, что Флинт, по праву получив от современников титул “отец трестов”, все—таки сумел создать объединения компаний, схожих по деловым интересам.

Одним из таковых и стала будущая IBM. Разумеется, общеизвестное название возникло через несколько десятилетий после слияния в 1911 году трех компаний. Занятно, что лишь одна из них имела прямое отношение к компьютерам; Флинт купил ее у Германа Голлерита – изобретателя аппарата для обработки данных переписи. Две другие принадлежали ему самому: одна производила часы, другая – пишущие машинки. Образовавшаяся корпорация стала именоваться Computing tabulating and recording company (CTR).

Национальный герой

В 1914 году к Флинту с просьбой о приеме на работу обратился некий Томас Дж. Уотсон. К сорока годам у него была весьма насыщенная биография. Начав в восемнадцать лет с должности мелкого бухгалтера, он перепробовал многое: деятельность коммивояжера, торговля в магазине швейных машин, собственная мясная лавка… Случайно он устроился на работу в крупную сбытовую компанию, где через пять лет из рядового продавца превратился в руководителя подразделения в Детойне (штат Огайо). Проблема состояла в том, что компания, стремясь установить монополию в каждом штате, была склонна нарушать антитрестовские законы – в результате чего в феврале 1912 года Уотсону и еще тринадцати менеджерам было предъявлено обвинение. Но…

26 марта 1913 года реки Майами и Мэд затопили Детойн: такого масштабного наводнения в США не случалось более двадцати лет. Принадлежавший сбытовой компании завод стал временным убежищем для жителей города – благо располагался на возвышенности; а Уотсон, будучи одним из организаторов операции по спасению населения Детойна, в ходе судебного процесса стал почти национальным героем. Но известность на руководство компании не повлияла – в апреле 1914 года Уотсон был уволен.

Обратившись за помощью к Флинту, Уотсон вовсе не собирался начинать карьеру с ноля – он хотел самостоятельно контролировать свое предприятие и получать положенную долю прибыли. Флинт, несмотря на грозящее тюремное заключение, предложил ему CTR. Однако другие члены правления корпорации все же задумывались над тем, кто будет ею руководить, когда Уотсон окажется в тюрьме. В итоге – они ограничились предоставлением Уотсону должности главного управляющего, пока судебное решение о заключении не было отменено апелляционным судом.

Новый поворот

В 1924 году, после смерти руководителя Джорджа Фэйрчайлда, Уотсон стал полностью контролировать компанию. Он и до этого делал успехи: сформировал штат подготовленных торговых агентов и внедрил новые (по тем временам) установки: искреннее стремление помочь покупателю, честная конкуренция, ориентация на безупречную репутацию. В результате доходы CTR ощутимо возросли; но выстраивая сильную сбытовую организацию, Уотсон не спешил с производством новых товаров. Не прекращая финансирования научных разработок, он, однако, выжидал, пока на рынке созреют условия для наступления. Говорят, IBM частично придерживается этой тактики и сегодня.

С 1924 стратегия кардинально изменилась. Первом делом Уотсон переименовал CTR в IBM (International Business Machines), позаимствовав название у канадского филиала компании. Что до продукции – то в течение 15 лет (до начала войны) ставка делалась на производство табуляторов и перфокарт, необходимых для их работы: в начале 30-х они стали основным товаром компании. Именно перфокарты, заказываемые миллионами, заметно увеличили прибыль IBM; когда же вспыхнула вторая мировая война, подразделения компании снабжали перфокартами военное командование фронта и тыла. В результате – сохранив стабильность в ходе экономического кризиса 30-х, к середине 40-х IBM удалось приумножить доходы: в 1939 году продажи составляли 34,8 млн. долларов, а в 1944 – 143,3 млн. долларов.

Другой новинкой IBM явились первые модели компьютеров. Впрочем, о массовом производстве речи не шло: созданная в 1943 году машина “Марк 1” высотой в два с половиной метра стоила 1 млн. долларов. Ее разработчик Говард Эйкен использовал идеи английского математика Чарльз Бэббидж, безуспешно пытавшегося в первой половине XIX века построить некую Аналитическую машину, способную выполнять арифметические действия без участия человека.

До компьютеров в их современном понимании было еще далеко.

Семейный бизнес

Превращение IBM в настоящего компьютерного гиганта, лидирующего в отрасли произошло позже – когда Уотсона сменили его сыновья – Томас и Артур. Оба они довольно рано начали работать в компании, и неудивительно, что отец смог доверить им дело.

Влияние Томаса выразилось прежде всего в переходе IBM к производству компьютеров. По сути, он стал инициатором серии научных разработок, в результате которых появились модели 702, 705, 1401 и другие, впоследствие вошедшие в компьютерную историю. Став в 1952 году президентом компании, Уотсон—младший создал систему оснащенных лабораторий, обеспечив пространство для регулярных научных исследований. В итоге – уже к середине 50-х IBM оставила позади своего главного конкурента – компанию UNIVAC.

А в 1956 – Уотсон впервые изменил организационную структуру корпорации (с тех пор реорганизация происходит каждые два года), продемонстрировав сотрудникам, что для развития компании не достаточно единственно постоянного увеличения ассортимента – необходимо оптимизировать общую структуру. Нынче сия идея присутствует почти в каждом учебнике по менеджменту.

Уотсон разрушил прежнюю жесткую централизацию и образовал пять основных подразделений: торговово—техническое (продажа и обслуживание машин), отделение по работе с особыми правительственными заказами, отделения по производству систем, изготовлению компонентов и, наконец, отделение исследовательской работы. Тогда же у IBM появилось несколько филиалов. Как сказал сам Уотсон, “у нас была превосходная сбытовая организация, но почти во всех иных отношениях недоставало толковой организации управления”.

Что до элементов организационной культуры, то Уотсон внедрил весьма существенные принципы, каковые сегодня (опять же) определяют деятельность любой цивилизованной компании. Прежде всего, президент IBM развитил практику обеспечения защищенности работников: люди, считал он, являются самым большим достоянием организации. Соответственно, всячески проповедовались индивидуализм и самостоятельность, а также – создавались кадровые программы, обеспечивающие приток новых работников.

В то время, как Томас контролировал работу центрального офиса IBM в Армонке (север штата Нью—Йорк), “географическое” пространство деятельности его брата Артура было куда шире – он занимался деятельностью “международной половиной” компании. Тут стоит уточнить, что к 1949 году (когда Уотсон—старший “разделил” корпорацию между между сыновьями, передав Артуру международные дела) IBM уже принадлежали офисы во Франции, Венгрии и других странах. Однако именно при Артуре корпорация стала действительно многонациональной – с 1949 года началось последовательное укрепление IBM в десятках стран. В какой—то мере этому способствовали организационные изменения: объединение разрозненных компаний в единое структурное целое – “World trade”, каковая составила вторую (после “американской половины”) часть компании.

В 1971 году в руководстве IBM произошли изменения. После того, как Том Уотсон—младший пережил сердечный приступ, он вынужден был уйти из компании; еще раньше сошел с дистанции Артур. В истории IBM как “семейной” компании была поставлена точка.

К новым берегам

Очередной период существования компании был связан с бюрократией, которая отобрала власть у представителей династии. Впрочем, сие обстоятельство никак не сказалось на прочности рыночных позиций – IBM лидировала по—прежнему. Среди представителей руководства корпорации наиболее заметную роль сыграли двое – Франк Кэри и Джон Опель.

Оба они попали в компанию в рамках программы подготовки торговых представителей (Кэри – в 1948 году, Опель – в 1949), оба получили степень MBA. Первым на руководящем посту оказался Кэри; Опель сменил его в 1981 году. Главная их заслуга состоит в том, что они всячески способствовали укреплению (в том числе и финансовому ) компании. В результате – структура настолько сложилась, что Армонк мог себе позволить обособиться от корпорации (будучи уверенным в том, что дела пойдут хорошо) и заниматься планированием будущего развития. Считается, что подобное обособление – лучшее подтверждение стабильности. Период с начала 70-х до конца 80-х сопровождался регулярным выпуском новых моделей компьютеров – машины “серии 370”, “система 38”, ЭВМ 4300 и 303Х / 308Х, была создана новая (по тем временам) система обработки данных. Впрочем, прервем перечень промежуточных достижений и обратимся к сути – самому знаменитому продукту компании.

Великое изобретение

К концу 70-х годов персональные компьютеры (большие и громоздкие) производила не только IBM – и распространение оных привело к снижению спроса. Чтобы не утратить ведущие позиции на рынке, IBM была вынуждена начать производить персональные компьютеры. В августе 1981 года новый компьютер под названием IBM PC, созданный на основе новейшего микропроцессора Intel–8088, был представлен общественности. Главное – он стал стандартом персонального компьютера. Компьютеры, “совместимые с IBM PC” ныне составляют около 90% всех производимых персональных компьютеров. Во многом этому способствует “принцип открытой архитектуры” – производство компьютеров осуществляется с учетом возможности усовершенствования отдельных частей. Прежние модели представляли собой единое неразъемное устройство; IBM PC можно собирать из деталей, изготовленных независимо друг от друга. При этом методы сопряжения устройств с компьютером IBM не только не держала в секрете, но, напротив – сделала достоянием широкой общественности – ведь это было едва ли не главное привлекательное свойство новой модели.

Разумеется, открытость архитектуры (когда через основную электронную плату компьютера можно подсоединять монитор, диски, принтеры и т.д.) позволила независимым производителям выпускать дополнительные устройства, и это обстоятельство значительно увеличило популярность компьютера. На первых порах происходящее было выгодно IBM: компания могла выпускать новые модели, сохраняя совместимость со старыми – все программы и устройства, разработанные ранее, работали и с новыми моделями IBM PC. Однако другие фирмы быстро осознали, что можно производить не только комплектующие для персональных компьютеров от IBM, но и сами компьютеры, совместимые с IBM PC. И поскольку конкурентам удавалось избежать огромных издержек IBM, их компьютеры стоили значительно дешевле.

Соответственно, IBM перестала быть монополистом: она стала одной из многих конкурирующих фирм, каждая из которых стремилась сделать компьютеры быстрее, дешевле и надежнее. Влияние на развитие компьютеров типа IBM PC оказывает уже не компания IBM, а фирма Intel – производитель микропроцессоров и фирма Microsoft – разработчик операционной системы MS DOS, графической операционной оболочки Windows и многих других программ. Именно Microsoft сегодня заняла прежнее место IBM – место не просто лидера, но своего рода символа компьютерной индустрии.

Хостинг от uCoz