Давид РИКАРДО — теоретик мировой торговли

В списке имен великих экономистов Давид Рикардо (1772-1823) всегда стоит рядом с именем Адама Смита. Именно Рикардо, познакомившись с экономическими исследованиями благодаря книге Смита “Богатство народов”, сумел сделать следующий шаг после великого шотландца и превратить экономику в подлинную науку. Один из современников так писал о вкладе Рикардо в экономическую теорию: “Возможно ли. что один англичанин, и притом не из мира академической науки, а стесненный коммерческими и общественными заботами, совершил то, что не могли продвинуть на волосок все университеты Европы и целое столетие научной мысли”.

Действительно, Давид Рикардо не бьш профессиональным ученым или преподавателем. Его главным занятием были биржевые спекуляции ценными бумагами, которыми он занимался более 20 лет. Рикардо настолько в этом преуспел, что смог в 37 лет отойти от дел.

Став одним из богатейших людей Англии — его состояние достигало огромной по тем временам суммы в 1 млн. фунтов стерлингов – он посвятил научным исследованиям последние 13 лет своей жизни. Его взгляды сформировались под влиянием работ Адама Смита и Томаса Мальтуса (его личного друга и вечного при том оппонента), но в своих исследованиях он пошел куда дальше них. Большой отклик имели, например, его идеи по поводу организации денежного обращения. Разработанная Рикардо схема золотого стандарта, то есть гарантии размена бумажных денег на золото по твердому соотношению, практически использовалась в Англии на протяжении более чем 100 лет.

Но настоящую славу ему принесла книга “Начала политической экономии и налогового обложения”, вышедшая в 1817г. В духе всей предшествующей линии экономической науки Рикардо рассматривал исследуемые проблемы с точки зрения интересов различных социальных групп общества. Именно на этой основе он пытался раскрыть закономерности формирования главного экономического феномена — цены. Подобно Смиту Рикардо придерживался при этом так называемой трудовой теории стоимости, полагая, что стоимость товара или пропорция его обмена на другие плоды рук человеческих определяется, прежде всего, затратами труда на изготовление этого товара.

Рикардо оставил заметный след во многих разделах экономической науки и особенно — в теории международной торговли. Он написал на эту тему всего несколько страниц, но они содержали столько идей, что их развитием занимались несколько поколений экономистов. Именно Рикардо обнаружил главный двигатель международной торговли – принцип сравнительных затрат (относительного преимущества). Он предсказал, что эта торговляля, будучи выгодной всем ее участникам, сплотит цивилизованные нации в мирную общину. Сегодня, когда торговые союзы рождаются один за другим, эти прогнозы Рикардо становятся явью, меняя облик мира. Так, подписанное летом 1992 г. соглашение о создании одного из таких союзов — Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) бьшо расценено печатью как шаг к устранению экономических границ между США, Канадой и Мексикой.

Научные труды Рикардо по сей день продолжают вдохновлять ученых. В 1977 г. шведский экономист Бертиль Улин, развивший идеи Рикардо для условий XX в., получил за эти работы Нобелевскую премию по экономике. Улин показал, как именно особенности экономики каждой страны определяют ту сферу, в которой она может добиться сравнительного преимущества в мировой торговле. Например, экономически слаборазвитая страна, где много рабочих рук, и где они дешевы, может прорваться на мировой рынок за счет дешевизны изготовления трудоемких товаров.

Импульс исследований Рикардо можно обнаружить и в одной из наиболее известных книг по экономике последнего десятилетия “Конкурентные преимущества наций”, написанной американским экономистом Майклом Портером. Эта книга описывает опыт тех стран, которые в XX в. сумели занять наиболее заметное место в международной торговле. Выявив и описав современные стратегии проникновения на мировой рынок. Портер сумел сформулировать рецепты для стран и фирм. стремящихся стать на нем конкурентоспособными. Исследования Портера доказали, что конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны. И если японские изготовители электроники побеждают своих иностранных конкурентов, то дело тут не в их особом мастерстве заключать международные сделки. Причина в том высочайшем качестве и эффективности, которых японские фирмы вынуждены добиваться, чтобы уцелеть в ожесточенной конкурентной борьбе на внутреннем рынке.

Хостинг от uCoz