Министры финансов старой России

Алексей Иванович Васильев – первый министр финансов России (1802 год) занял этот пост в возрасте 60-ти лет, пройдя службу в сенате, в штатс-конторе (финансовом управлении) и экспедиции для ревизии государственного счетоводства. Он и посвятил себя полностью делу улучшения счетоводства и отчетности, в котором имел большой практический опыт, что было весьма актуально на начальном этапе функционирования нового для страны ведомства. Хотя не у всех министров финансов, пришедших ему на смену в последующие годы, результаты деятельности в равной степени значительны и заметны, среди них встречались и выдающиеся деятели, которые успешно осуществляли реформы и способствовали развитию России. Главная цель деятельности министра финансов, а отсюда и основные требования к нему с самого начала были предопределены Манифестом от 8 сентября 1802 года: “управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов”.

С тех пор оценка того или иного министра современниками и историками давалась в зависимости от успеха в достижении сбалансированности госбюджета. Другое дело, что не всем и не всегда удавалось достичь этой цели. Не были одинаковыми подходы к решению проблем, связанных с налогами, кредитом, денежным обращением и таможенной политикой. Сказывались объективные факторы – неурожаи, стихийные бедствия, войны.

Примером печального опыта может послужить деятельность Петра Федоровича Брока, шестилетнее управление министерством которого совпало с Крымской войной 1853-1856 годов и тревожным временем перед Крестьянской реформой 1861 года – событиями, лишившими его твердой основы для надлежащего развития финансовой системы. К тому же “меры, принимаемые им, не отличались ни умелостью, ни удачею”. Кстати, для России XIX в. характерен опыт привлечения к управлению министерством финансов во время войн профессиональных военных. В период Русско-турецкой войны (1877-1878), например, министром был Самуил Грейг – адмирал и потомок известных российских адмиралов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны.

С течением времени в устройство финансового ведомства вносились изменения, но они в целом не меняли характер деятельности самих министров. Требования к ним лишь повышались. Помимо образованности, профессионализма, министр должен был быть патриотом, обладать особым чутьем государственного человека.

Егор Канкрин: золотой век русских финансистов

Более двадцати лет во главе министерства финансов стоял Егор Францевич Канкрин (1823-1844 гг.), снискавший себе славу замечательного финансиста. Он родился и получил образование в Германии, молодым человеком приехал в Россию к своему отцу и поступил на службу. Его публикации по продовольственному обеспечению армий привлекли внимание военного министра Барклая де Толли. Позже, уже в качестве генерал-интенданта действующей армии, Канкрин проявил необыкновенную энергию и бережливость по обеспечению продовольствием российских войск (1812-1815). Министром финансов он стал в 1823 году, в возрасте 49 лет.

Приняв расстроенную в результате войн финансовую систему, всю свою энергию и необычайную трудоспособность он употребил прежде всего на установление равновесия в госбюджете. В результате принятых мер (усиленного развития внутреннего кредита в виде выпуска так называемых серий билетов государственного казначейства, позаимствований у казенных кредитных учреждений, повышения налогов) и при соблюдении крайней бережливости в расходовании государственных средств ему удалось добиться бездефицитного госбюджета. И в дальнейшем это стало обычным в период его управления министерством финансов.

С именем Канкрина связано также осуществление денежной реформы (1839-1843 годы), в результате которой в России была установлена система серебряного монометаллизма, начался обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, которые можно было менять на серебро и золото. В России наступил 10-летний период относительно устойчивого денежного обращения.

Убежденный протекционист, министр в новом таможенном тарифе 1826 года и последующих его изменениях значительно усилил охрану российской промышленности, в высоких таможенных пошлинах видел средство для налогообложения “неподатных классов”, содействовал также улучшению казенных промыслов, развитию добычи золота.

Особую заботу Канкрин проявлял о распространении технических знаний. При нем был основан Технологический институт и открыты новые сельскохозяйственные училища, преобразованы Лесной институт и горные учебные заведения. Его собственные теоретические взгляды, программа и итоги деятельности изложены им в трех книгах на немецком языке, министр был также автором “Краткого обозрения российских финансов”, составленного им для наследника-цесаревича.

В 1844 году Канкрин вышел в отставку по болезни и вскоре умер. Результаты его деятельности позволили Николаю Бунге – будущему министру финансов России – через 20 лет после кончины Канкрина написать о нем: “Имя графа Канкрина пользуется доселе большим уважением; время его управления считается золотым веком русских финансов.

Михаил Рейтнер. Время реформ

Финансово-кредитная политика Михаила Рейтерна, ставшего министром в 1862 году, в возрасте 42 лет, отличалась особой продуманностью, системностью и последовательностью. Выходец из семьи генерала, он получил образование в Александровском (Царскосельском) лицее. Богатый опыт службы в министерстве финансов, опора на высококвалифицированных специалистов, особое доверие Александра II – все это вместе позволило Рейтерну провести ряд реформ в области государственных финансов и банковского дела.

Вот исходное положение его программы: улучшение финансов должно быть последствием экономического развития.

Частный кредит, устройство путей сообщения и поощрение новых производств представлялись ему главными условиями возрастания государственных доходов и устранения дефицита бюджета.

Вместе с тем, министр проявлял особую заботу о сокращении расходов, особенно по военному и морскому ведомствам. Он сделал первые шаги в заменен подушной подати другими налогами (налог на недвижимое имущество, новое положение об обложении промышленности и торговли, поземельный налог вместо земского сбора и др.) Этот деятель способствовал также возникновению первых акционерных коммерческих банков. При нем поддерживалось плодотворное сотрудничество между деловым и научным миром. Например, профессор Киевского университета Бунге в качестве управляющего конторой Госбанка в Киеве немало сделал для развития местных кредитных учреждений, профессор Московского университета Бабст долгие годы руководил Московским купеческим банком.

Гласность госбюджета – это тоже вошло в обычай при Рейтерне: с 1862 года в России началась публикация так называемых государственных росписей. Министр приостанавливает рост бумажноденежной массы и стабилизирует цены на новом уровне. В условиях недостаточно развитого в России денежного рынка особое значение Михаимл Рейтерн придавал привлечению иностранного капитала и прежде всего с строительство железных дорог. Таможенная политика в это период была построена на поддержании активности торгового баланса России. Таможенный тариф 1868 года означал переход от активной к умеренной охране промышленности.

Несмотря на дороговизну железнодорожного строительства (всего было построено более 20 тысяч верст) и отдельные неудачные торговые и кредитные операции (в том числе продажа в 1867 году Аляски за 7,2 млн руб.), Михаилу Рейтерну все же удалось за счет крайней бережливости в расходах по истечении 12 лет своего управления свести госбюджет без дефицита и в целом улучшить финансовое положение России.

Этому способствовало удачное проведение выкупной операции в связи с отменой крепостного права, быстрое развитие промышленности, рост капитала, увеличение товарных оборотов и экспорт хлеба. Большую роль в этом сыграли личные качества Рейтерна, стремившегося самостоятельно разобраться во всех новых проблемах, спорные вопросы решать мирным путем и без лишней суеты. Благодаря этому ему удалось, например, предотвратить панику на денежном рынке во время краха Московского Коммерческого Ссудного банка (1875).

Особое чутье государственного человека и принципиальность проявил Рейтерн при своей отставке. Война с Турцией могла привести к финансовой катастрофе, о чем Рейтерн предупреждал Александра II. Но предупреждения не были учтены, и с началом военных действий министр подал в отставку, которую получил, однако, лишь по заключению мира в 1878 году.

Николай Бунге

В 1881-1886 годах министром финансов России был Николай Бунге – яркий представитель либеральных общественных и государственных деятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из дворян, окончил юридический факультет Киевского университета. С 1850 года был там профессором политической экономии и статистики, а позже – ректором. Автор многих научных трудов, эксперт Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 года и разрешению крестьянского вопроса. Опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора Бунге приобрел в 60-е годы, успешно управляя, как уже упоминалось, Киевской конторой Госбанка.

Программа Николая Бунге выгодно отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в прибылях предприятий. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.

На посту министра финансов Бунге продолжил реформирование податной системы в новом для России направлении – облегчение различных платежей с крестьян и повышение старых и введение новых налогов для имущих классов общества (повышение поземельного налога и налога с городских недвижимостей, введение налога с наследств и с денежных капиталов в размере 5% с дохода). Заслуга его заключалась не только в отмене подушной подати, но и в указании пути, которому должно следовать финансовое законодательство – установление подоходного налога. Изменения, вносимые в систему обложения, особенно введение новых промысловых налогов, потребовали учреждения в 1885 году податной инспекции, которая сразу же окупила расходы на свое содержание.

Повышение косвенных налогов на водку, вино, пиво, табак и другие товары широкого потребления было связано в этот период с необходимостью компенсировать отмену подушной подати и понижение выкупных платежей с крестьян на сумму в 100 млн. руб. Отказ от этого источника доходов госбюджета расценивался современниками Бунге как проявление геройства с его стороны.

И тем не менее, преодолеть бюджетные дефициты Николаю Бунге не удалось в силу последовавших неурожаев (1882, 1884 и 1885 годы), общего спада производства и неблагоприятного влияния на экономику России депрессии 80-х годов на мировом рынке. Однако он шел сознательно на допущение дефицитов, ибо верил, что в недалеком будущем изменения, вносимые с систему налогов должны дать свои плоды. В этом он не ошибся, они проявились уже при следующем министре финансов Иване Вышнеградском.

При Николае Бунге началась подготовка денежной реформы – с осени 1884 года в Госбанке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов. Невыгодные условия этих займов, неудачная попытка сокращения количества кредитных билетов, находящихся в обращении, а также продолжающиеся дефициты бюджета и обесценивание рубля по отношению к золоту – все это явилось мотивом грубых нападок на Николая Бунге в печати (особенно этим отличались “Московские ведомости”). Его обвиняли в половинчатости предпринимаемых решений, в слабости и нерешительности. Он же, обладая особой деликатностью и сдержанностью, ограничивался спокойными официальными опровержениями – строго по фактам. Однако он не мог противостоять оппозиции (недовольство налоговой политикой), образовавшейся в высших кругах и нуждающейся в более “покладистом” министре финансов. Николаю Бунге не удалось решить свою главную программную задачу – улучшить финансовое положение России и повысить благосостояние народа. Вместе с тем результаты его деятельности дали основание биографам считать, что “он действительно проводил в жизнь определенную систему, выходившую довольно далеко за рамки финансовой политики” и “его заслуги как министра финансов были прямым результатом и применением на деле его ранее сложившихся научных воззрений”. Например, успешной была деятельность Бунге в области железнодорожного хозяйства – положено начало его регулированию и выкупу железных дорог казной. Большое значение имело создание при нем фабричной инспекции и зарождение фабричного законодательства, в частности, закона о работе малолетних. Некоторые его идеи, связанные с общинным землепользованием, переселенческим делом и рабочим вопросом, в измененном виде были использованы правительством России в начале ХХ в. в связи с назреванием революционных событий.

Сергей Витте: тайна приумноженного богатства

Сергей Юльевич принадлежал к новому типу государственных деятелей, которые свою задачу видели не в решении социальных проблем, а в стимулировании промышленности и торговли. Происходил он из обрусевших прибалтийских немцев – псковских дворян. По окончании физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета он в течение двух десятилетий посвятил себя железнодорожному транспорту, пройдя путь от помощника бухгалтера одной из станций Одесской линии Юго-Западных железных дорог до управляющего министерством путей сообщения. Автор книги “Принципы железнодорожных тарифов”, являющейся первым опытом в русской специальной литературе по систематическому изложению тарифных вопросов, он настаивал на введение государственного контроля над железными дорогами.

Министром финансов Сергей Витте был назначен в возрасте 43 лет в августе 1892 года и находился на этом посту в течение последующих 11 лет. Это было время стремительного движения России по пути капитализации, когда она была окончательно втянута в мировой экономический оборот.

Подчеркивая заслуги Витте, не будем забывать, что успеху его деятельности способствовали мощный промышленный подъем в России в 90-е годы и благоприятные для нее условия на мировом рынке, пришедшие на смену спада производства и депрессии 80-х годов XIX века. Нельзя игнорировать и того, что было сделано в области финансов и кредита предшественниками, подготовившими почву для его реформ.

Заслугой графа Витте являлось то, что практически весь период его управления министерством финансов характеризовался чрезвычайным ростом госбюджета главным образом за счет расширения сферы казенного хозяйства в железнодорожном деле (выкупленного в казну свыше 14 тыс. верст, длина железнодорожной сети увеличена с 29 до 54 тыс. верст, или на 86%, и поставлена под контроль правительства) и введения казенной продажи крепких напитков, доход от которой за 1896-1902 годы возрос более чем в 16 раз (с 27789 тыс. до 462808 тыс. руб.). Кроме того были повышены практически все налоги, кроме поземельного. Бюджетный дефицит сменился систематическим накоплением свободной наличности (за счет превышения доходов над расходами), находящейся в распоряжении министра финансов и достигшей в 1904 году 381 млн. руб.

Секрет финансового искусства Сергея Витте заключался в умении использовать выгодную политическую обстановку для привленчения иностранного капитала в целях реализации своей программы. В полной мере было использовано им характерное для того времени обилие и дешевизна свободных капиталов на мировом рынке. Однако приток иностранного капитала был невозможен без стабилизации курса рубля и денежного обращения. И граф Витте осуществляет то, о чем мечтали все российские министры финансов, начиная с Михаила Рейтерна, - успешно проводит денежную реформу, результатом которой было введение золотого рубля и стабилизация обращения.

Усиление притока иностранного капитала, наряду с конверсиями преимущественно внутренних займов и таможенным покровительством промышленности, способствовало развитию предпринимательской деятельности и небывалому промышленному подъему России. Заботы о развитии промышленности снискали Сергею Витте репутацию русского Кольбера. Обороты фабрик и заводов (без горных и мукомольных производств, обложенных акцизами) Европейской части России увеличились с 802 млн. руб. в 1887 году до 1 млрд. руб. в 1897 году, т.е. более чем в два раза.

Однако его политика не была лишена недостатков, которые состояли в увеличении бремени налогов для народа, в росте задолженности России другим странам и усилении ее зависимости от иноземного капитала. В программу Сергея Витте не входило попечительство развитию сельского хозяйства, он не видел перспектив выхода его на внешний рынок, не имел сложившихся взглядов даже в вопросах землеустройства, что в условиях России было большой ошибкой, давшей о себе знать во время промышленного кризиса 1899-1902 годов и начавшихся крестьянских волнений. Впрочем, все это не умаляет тот значительный вклад, который внес Сергей Витте в развитие экономики России.

И в успехах, и в просчетах, несомненно, большую роль сыграли личные качества этого выдающегося деятеля России: с одной стороны – неуемная энергия, целеустремленность и деловитость, а с другой – особая осторожность в действиях, граничащая подчас с хитростью и стремлением угодить всем и никому. В его облике современникам виделось много противоречивого и таинственного. Однако главная “тайна” графа Витте – любовь к России и постоянная жажда деятельности. Он был сторонником неограниченного самодержавия, опирающегося на способных и знающих министров, но его отношения с Николаем II не складывались и постепенно переросли во взаимную антипатию, что привело в конечном счете к потере доверия у царя и получению отставки в августе 1903 года. После этого, правда, он был назначен на пост председателя Комитета министров, но то была должность почетная, не дававшая никакой власти.

Все, что было сделано полезного для России Сергеем Витте и его предшественниками, неминуемо должно было проявиться в будущем. Подтверждением этому служат слова министра финансов России (1906-1914 годы) Владимира Коковцова: “я не был новатором в деле управления русскими финансами… Моя роль была гораздо более скромная – я старался сберечь, охранить и развить то, что было сделано моими предшественниками… и если это было сделано, то Россия показала за 10-летие с 1904 по 1914 год замечательный экономический расцвет”.

Хостинг от uCoz