Средства информации о товарах
Классификация средств товарной информации
Управление потоком огромного массива маркетинговой информации невозможно без четкого соблюдения единых норм и правил стандартизации в процессах сбора, обработки, систематизации и компьютерного использования оперативных и статистических данных о товаре.
С применением средств вычислительной техники предоставляется возможность рассматривать одновременно большое количество номенклатурных позиций товарного ассортимента с быстрой фиксацией статистической информации и других данных, необходимых для анализа. Существуют программы, которые позволяют вести каталоги товаров, учитывать для каждого товара и (или) партии товаров остатки и прослеживать любые отклонения по количественным, ценовым и качественным характеристикам.
Товар
— предмет (материально-вещественный и интеллектуальный продукт) или действие (услуга), обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи.Среди общего массива товарной информации следует выделить:
Для всех типов сведений используются следующие формы передачи.
К основным требованиям, предъявляемым к товарной информации, относятся достоверность, доступность, достаточность.
В России создано правовое пространство, регламентирующее частично информацию о товарах. Это законы Российской Федерации:
“О защите прав потребителей”
от 7 февраля 1992 г.;“О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”
от 23 сентября 1992 г.;“Об информации, информатизации и защите информации”
от 25 января 1995 г.;“О рекламе”
от 18 июля 1995 г.К общепринятым классификационным группам средств товарной информации принято относить информационные ресурсы; специальную литературу; маркировку; рекламу.
Классификация средств товарной информации
:Информационные ресурсы –
Специальная литература
Маркировка
Реклама (Буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты. СМИ., телевидение, радиовещание, газеты, журналы)
.
Средства товарной информации (СТИ) предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей. Многие средства товарной информации выполняют идентифицирующую функцию, сущность которой заключена в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в том числе органолептическими — внешний вид
цвет, вкус, запах. Функция идентификации наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и другие технические документы.СТИ отличаются различными соотношениями основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, например, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию; в товарно-сопроводительных документах основополагающая информация дублирует маркировку на транспортной
и потребительской таре. Это дублирование обусловлено тем, что если маркировка предназначена для всех субъектов рынка, то транспортно-сопроводительная документация предназначена в основном для предприятий-изготовителей, продавцов, а также для контролирующих органов. Поэтому помимо основополагающей информации преобладает коммерческая информация (массы брутто, нетто товарной партии, единичных упаковок, реквизиты транспортных средств), которая не представляет интереса для основной массы потребителей. В транспортно-сопроводительной документации (ТСД) практически отсутствует потребительская информация, предназначенная для компетентного выбора товаров, а также рационального использования, хранения и эксплуатации.Важнейшим блоком в классификации СТИ является блок Щ “Информационные ресурсы”.
Информационные ресурсы (ИР)
— представляют собой целостную совокупность отдельных документов и массивов документации в информационных системах — библиотеках, архивах, фондах, БнД, других информационных системах. Информационные ресурсы в зависимости от носителей информации дифференцируются на нормативные и технические. Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, доступные широкому кругу пользователей.К нормативным документам по стандартизации, например, относятся Государственные стандарты РФ (ГОСТ РФ),
международные региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации,
общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей народно-хозяйственного комплекса (ОСТ),
стандарты предприятий (СТП),
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений,
санитарные нормы и правила (Сан Н и П),
строительные нормы и правила (СН и П),
технические условия (ТУ).
Ключевую роль в развитии маркетинговой деятельности выполняют общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОК ТЭИ). Общероссийский классификатор продукции (ОКП), который был принят и введен в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕС КК) постановлением Госстандарта России № 301 от 30 декабря 1993 г., действует с 1 июля 1994 г.
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Он предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др. Классификатор используется:
• при решении задач каталогизации продукции — разработки каталогов и систематизации в них информации по важнейшим технико-экономическим признакам продукции;
• для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;
• для структуризации промышленно-коммерческой информации с целью маркетинговых исследований и осуществления коммерческих операций.
С 1 января 1991 г. в СССР была введена в действие “Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР”, которая легла в основу создания “Гармонизированной системы описания и кодирования товаров”. В основе статистического учета используется система штрихового кодирования.
Гармонизированная система описания и кодирования (ГС) представляет совокупную номенклатуру, включающую в себя товарные позиции и субпозиции, относящиеся к ним цифровые коды, которые сгруппированы по определенным признакам в разделы и группы.
На основе гармонизированной системы разработана тарифная таможенная номенклатура. С 1970 г. функционирует Международный комитет по разработке гармонизированной системы описания и кодирования товаров в целях унификации товаров в международной торговле.
К основным признакам создания тарифной (таможенной) номенклатуры относят происхождение товара, вид материала, из которого изготовлен товар, назначение товара, химический состав и ряд других показателей.
Товарная номенклатура ГС состоит из 21 раздела и 99 групп. При этом есть резервные группы (98,99), которые могут быть использованы для выделения специфических товаров. В ГС используются смешанные методы кодирования (штриховой и цифровой).
Вся мировая торговля ведется в рамках штрихового кодирования, которое присваивает конкретной единице товара штриховой и цифровой код, характеризующий страну изготовителя, цену, размер, массу. В международной практике разработан и используется штриховой код
EAN (Europe, article, number — Европа, артикул, номер). Штриховой код EAN разработан Международной ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе. Ассоциация присваивает каждой стране цифровой код централизованно. Цифровой код страны — это единственная информация, содержащаяся в штриховом коде, которую можно проверить визуально, зная номер ведущих стран мира.В России штриховым кодированием товаров занимается Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, представляющая интересы России в международной ассоциации EAN.
Государственная система стандартизации Российской Федерации выдвигает общие требования к построению, изложению, оформлению и созданию стандартов. В частности, сгруппированы общие требования к маркировке продукции, в том числе к транспортной: при перевозке продукции маркировка должна быть нанесена в четко отведенном месте — непосредственно на продукции, таре, ярлыках, этикетках; обозначены способы нанесения маркировки — гравировка, травление; при маркировке транспортных грузов она должна иметь достаточно полное содержание. В маркировочных стандартах на потенциально опасную продукцию содержатся предусмотрительные меры безопасности: должна присутствовать информация об условиях применения, мерах предосторожности при транспортировании, хранении и потреблении
, пожаро- и взрывобезопасности, сроках периодического осмотра, контроля, переконсервации.В технических условиях
— подраздел “Маркировка” включает требования к содержанию маркировки: указание товарного знака (ТЗ), зарегистрированного в установленном порядке, знака соответствия на сертифицированную продукцию, обозначение стандарта.В технических требованиях обычно даются только классификация и ассортимент, номенклатура показателей и их регламентированные значения.
Технические документы — документы, содержащие информацию для идентификации товарных партий на всем пути продвижения от изготовителя к конечному потребителю.
Товарно-сопроводительные документы
Товарно-сопроводительные документы (ТСД)
-— документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации грузов на всем пути товародвижения. ТСД имеют решающее значение при осуществлении контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций.Проектно-конструкторская документация в отличие от ТСД обладает значительно меньшими информационными возможностями.
Представляется необходимым акцентировать внимание на важности изучения содержания ТСД и “Маркировки” как важнейших блоков осуществления предпринимательской деятельности именно сегодня в условиях финансовой и экономической нестабильности.
В отличие от нормативных документов ТСД имеют слабую правовую основу. Требования к составлению многих из них регламентированы недостаточно четко или совсем не установлены. Отсутствие унифицированного подхода затрудняет анализ и сопоставимость сведений, приведенных в соответствующих документах.
Исключение составляют многие виды ТСД по качеству товаров, нормативная база которых заложена в стандартах, правилах, инструктивных письмах Госстандарта РФ.
ТСД в зависимости от характеристик подразделяются на следующие виды: количественные, качественные, расчетные, комплексные. Разновидности ТСД определяются назначением конкретных документов. Классификация ТСД :
Количественные ТСД –
отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, Акты об установлении расхождений в количестве товаров, коммерческие акты.Качественные ТСД –
сертификаты соотвествия, качественные удоствоерения, протоколы испытаний, акты списания, заявления-декларации, сертификаты – гигиенические, ветеринарные и фитосанитарные.Расчетные ТСД – протоколы согласования цен, счета, счета-фактуры.
Комплексные ТСД – накладные: товарно-транспортные, автомобильные, железнодорожные, авиа, коносаменты ( при морских перевозках).
> Количественные ТСД
— документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т. п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся — наименование, сорт, марка, иногда даются цены.К количественным ТСД помимо документов, выражающих непосредственное количество товаров, относятся акты об установлении расхождений в количестве товаров и коммерческие.
Акты для установления расхождения в количестве товаров составляются в тех случаях, когда фактическое количество товара при приемке не совпадает с количеством, указанным в документах. Чаще такие акты составляют для товарных партий импортных товаров. Обычно это делают в присутствии материально ответственного лица предприятия- получателя, представителя иностранного поставщика, а в его отсутствие и при его согласии — эксперта Торгово-промышленной палаты или компетентного представителя незаинтересованной организации.
Коммерческий акт составляется при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта с обязательным присутствием представителей последних.
Акты списания — документы, предназначенные для передачи, хранения и учета информации о недоброкачественной продукции. Обычно такие акты составляются на продукцию, опасную для употребления. Кроме работников торговли в их составлении должны принимать участие представители органов санитарно-эпидемиологического надзора.
Заявление-декларация — документ, подтверждающий, что изготовитель несет персональную ответственность за соответствие продукции установленным требованиям. Заявление-декларация оформляется на товары, не вошедшие в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Кроме того, этот документ служит основанием для выдачи сертификатов соответствия по форме с использованием заявлений-деклараций. Тогда на его основании выдается сертификат, с которым товар поступает в торговлю. В России заявление-декларация составляется редко, хотя в странах Европейского сообщества этот вид ТСД достаточно распространен.
> Расчетные ТСД — документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплаты транспортных расходов и других издержек производства товаров и их потребления.
К расчетным ТСД относятся протокол согласования цен, счета, счета-фактуры и иные документы.
Счета в своем содержании имеют информацию о цене и стоимости товара для его оплаты, а также сведения о количестве товаров в упаковке, количестве услуг по транспортировке, пересылке и т. д.
Счет-фактура содержит следующие данные: номер и дату выписки счета-фактуры; наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и грузополучателя-плательщика; наименование и другие идентифицирующие сведения о товаре (сорт, торговая марка, количество; цена и стоимость товара, в том числе к оплате получателем; фамилия, имя, отчество лица, отпустившего и принявшего товар).
Расчетным сопроводительным документом является платежное требование, которое выставляется поставщиком в соответствии с договором и направляется покупателю одновременно с накладной.
> Комплексные ТСД — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения.
Товарно-транспортная накладная (TTН) — первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. ТТН имеет два раздела: товарный и транспортный.
В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар, а именно: наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре, в том числе сорт, артикул, количество мест, масса брутто, нетто тары, вид упаковки, цена, сумма.
Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки груза и содержит: информацию о дате отправки, номере автомобиля и путевого листа; наименование и адрес заказчика; пункты погрузки и разгрузки, а также перевалочные пункты; подробные сведения о грузе; сопроводительные документы, в которых указаны вид упаковки, количество упаковочных мест и т.п.
Железнодорожная накладная (ЖН) — ТСД, оформляемый при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию ЖН аналогична товарно-транспортной накладной с незначительными отличиями (например, данные о номере вагона). ЖН заполняется в обязательном порядке при перевозке и осуществлении перевалочных погрузо-разгрузочных работ.
Аналогичные товарно-транспортные накладные оформляются при автомобильных и воздушных перевозках с учетом их особенностей. При перевозках грузов морским и речным транспортом роль накладных выполняют специальные виды ТСД — так называемые коносаменты, удостоверяющие, что соответствующие товары погружены на морские или речные суда в такие-то сроки, в таком-то количестве, состоянии (в соответствии с маркировкой) с доставкой в тот или иной порт назначения.
Большую роль при формировании информационного массива о купле-продаже товаров выполняют эксплуатационные документы.
Эксплуатационные документы (ЭД) — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров, использование и обслуживание которых не требует специальной подготовки. Если спецподготовка необходима, то в ЭД имеются на это соответствующие указания.
В отличие от ТСД, которые предназначены в основном для продавцов, ЭД выступают как носители потребительской ин формации.
Перечень ЭД согласно ГОСТ 2.606—71 “Эксплуатационные документы изделий бытовой техники” представлен руководством по эксплуатации, паспортами, этикетками.
Руководство по эксплуатации — эксплуатационный документ, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделия. Данный документ включает описание конструкции изделия, принцип действия, сведения, необходимые для правильной эксплуатации и технического обслуживания.
Паспорт — эксплутационный документ, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделий. Паспорт включает следующие сведения: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цену.
Этикетка — эксплутационный документ, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.
В этикетке указываются наименование изделия, обозначение изделия или его индекс, технические данные, номер стандарта или ТУ, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цена, дата выпуска.
Эксплуатационные документы включают в основном всю информацию, которую изготовитель хочет довести до потребителя.
Особую группу эксплуатационных документов составляют паспорта безопасности вещества (материала), которые являются обязательной составной частью технологической документации на вещество, материал, отходы промышленного производства. Основные требования, предъявляемые к оформлению паспортов безопасности, устанавливаются ГОСТ Р 50587-93 “Паспорт безопасности вещества (материала)”.
Важнейшим дополнением при успешной реализации товаров является грамотное оформление маркировки.
Маркировка
— текст, условные обозначения, рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителей об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Такое определение маркировки дано в проекте Федерального закона “Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг”.Основными функциями маркировки являются:
• Информационная функция товарной информации, дублирующая содержание идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД она предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей она фактически является единственным доступным средством ознакомительной товарной информации.
• Идентифицирующая функция маркировки обусловлена определением терминов “идентификация” и “маркировка”, которое в проекте Федерального закона звучит следующим образом: “Идентификация товара — установление соответствия наименования товара, указанного в маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемых к нему требованиям”.
Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимозависимы. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятьк символов вызывают у потребителей положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
Информационные, товарные знаки соответствия и качества, эксплуатационные, экологические знаки
Информационные знаки (ИЗ) — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Их наносят на упаковку, ярлыки, бирки, эксплуатационные документы. Они обладают всеми функциями, присущими маркировке и, как правило, являются краткими, выразительными, наглядными и быстроузнаваемыми за счет отдельных слов, букв, цифр, рисунков, символов.
Информационные знаки — обширный блок информационных данных о товаре. Они бывают – товарные, компонентные, эксплуатационные, предупредительные, наименование места происхождения, знаки качества и соответствия, штриховое кодирование, размерные, манипуляционные, экологические.
Товарные знаки и знаки обслуживания —
обозначения, с помощью которых можно отличить соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.Правовые нормы и правила в отношении товарных знаков, возможности их использования на территории России регламентируются Федеральным законом от 23 сентября 1992 г. “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”.
В рамках данного закона правовая охрана товарного знака обеспечивается на основании его государственной регистрации. Право на товарный знак охраняется законом. В приложении 1 Закона (ст. 4, п. 1) говорится: “Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца”.
Товарные знаки в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяются на группы – фирменные, обыкновенные, престижные и ассортиментные, а последние — на подгруппы: видовые и марочные.
Виды товарных знаков определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды: словесные, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные, комбинированные.
Товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.
Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации изготовителя товаров или услуг. По форме представления информации они бывают чаще всего словесные, изобразительные и комбинированные (рис. 6.8).
Товарные фирменные знака:
а — фирмы “Дюпон”; б — кондитерской фабрики “Красный Октябрь”;
в—АО “Кристалл”
Существуют три основных типа оформления товарных знаков:
1.Фирменное имя
— слово, буква, группы слов или букв, которые могут быть произнесены.2. Фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение.
3. Торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®, размещенный рядом с товарным знаком. Если товарные знаки являются собственностью фирмы, то они могут иметь знак ©.
Товарные знаки появились в середине прошлого века по требованию гильдии ремесленников и торговцев. Каждый производитель должен был помечать товары так, чтобы можно было контролировать объем производства и выявлять изготовителей продукции низкого качества.
В современных условиях российского рынка возможны различные подделки и фальсификация продукции. Многие фирмы, завоевавшие признание потребителей, стремятся обеспечить защиту своих фирменных знаков. Так, АО “Кристалл”, выпускающий ликероводочные изделия высшего качества, для защиты своей продукции использует фирменный знак — изображение зубра, наносимое на этикетку и завинчивающиеся колпачки. Кроме того, на бутылку наклеиваются две этикетки и кольерет-ка. На самую большую этикетку с внутренней стороны, кроме фирменного знака, нанесено восьмизначное число, первые две цифры которого — 01 — код завода.
Или другой пример. Корпорация “Довгань” в результате неоднократно проведенных крупных рекламных и ПР-кампаний с использованием всех форм, средств и методов связей с общественностью добилась весьма высокого имиджа в торговле большой номенклатурой разнообразных товаров. Спрос на продукцию с фирменным знаком — портретом председателя совета директоров корпорации Владимира Довганя неизменно возрастал на российском и ряде зарубежных рынков. Многие изготовители продукции, реализовывавшие свою продукцию под известным товарным знаком, стали получать достаточно высокий доход. Однако не все из них производили действительно высококачественную продукцию, поступавшую на реализацию. В итоге авторитет корпорации “Довгань” стал резко снижаться, а престижность ее фирменного знака соответственно падать.
По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются самими производителями или по их поручению специалистами-дизайнерами; регистрируются знаки в установленном порядке. В соответствии с Законом “О товарных знаках” обязательность регистрации данных знаков не предусмотрена. В отличие от них престижные знаки регистрируются в международном реестре и дают возможность выхода на внешний рынок. Владельцы престижных знаков могут реализовывать свою продукцию по более высоким ценам как на национальном рынке, так и за рубежом.
Незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара согласно ст. 46 Закона Российской Федерации “О товарных знаках” влечет за собой гражданскую и/или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В процессе рыночного взаимодействия, проведения рекламных и ПР-кампаний большое значение придается наличию знаков соответствия или качества.
Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяется или выдается в соответствии с правилами системы сертификации, указывает, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.8).
В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальный знак соответствия — знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по сертификации. В России утвержден общий знак соответствия системе ГОСТ Р:
0000
Его символика, форма, размеры регламентируются ГОСТ Р 50460- 92 “Знак соответствия при обязательной сертификации”.
Во многих странах также применяются общие знаки соответствия стандартам: в Германии —
DIN, в Австрии — ONORM, во Франции — NF, в Великобритании — KITEMARK, в Польше — В.В некоторых других странах помимо общего знака соответствия используют и групповые знаки, например, для продуктов питания в Японии применяют национальные знаки соответствия
JAS.Транснациональный (региональный) знак соответствия
— знак, подтверждающий соответствие требованиям, которые установлены региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе согласованных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.Примерами транснациональных знаков соответствия могут служить знак
CEN, учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), знак CENELEC. В эти региональные организации входят страны Европейского Сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли. Указанные транснациональные знаки подтверждают соответствие продукции требованиям европейских стандартов или документов CEN (CENELEC) по гармонизации стандартов.Эксплуатационные знаки устанавливаются для многих непродовольственных товаров в целях обеспечения сохранения функционального назначения в течение длительного времени. Эти знаки информируют потребителя об основных правилах применения и использования товаров.
Наибольшее распространение получили международные символы, принятые для текстильных изделий. Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что не требуют пояснений.
t> Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Среди общей совокупности знаков полезно хорошо знать знаки следующих подгрупп:
1. Знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
2. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки.
Международные символы, изображаемые на упаковках и этикетках текстильных изделий
Экологические знаки часто встречаются на импортных товарах, хотя в последнее время и отечественные предприниматели стали использовать некоторые транснациональные знаки, поскольку в России еще не разработаны единые экологические знаки.
Первая подгруппа информирует о безопасности продукции или отдельных ее свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. К ней относятся такие экологические знаки, как “Белый лебедь”, принятый в скандинавских странах, “Голубой ангел”, принятый в Германии. Экознак японской ассоциации по охране окружающей среды информирует о том, что данное изделие наименее загрязняет и разрушает окружающую среду. Этим знаком могут быть маркированы
любые японские товары, в том числе аэрозоли, в которых отсутствуют озоноразрушающие вещества. В ряде стран экознак используется для информации потребителей о безопасности холодильного оборудования для озонового слоя.
а) “Белый лебедь”, б) “Голубой ангел”, в) экознак Японии.
Вторая подгруппа экологических знаков приводится на следующем рисунке. Данная группа экознаков предназначена для информации о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды.
Это могут быть, например, указания на то, что данная упаковка получена из вторичного сырья. Экознаки данной подгруппы могут содержать призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой, сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные мусоросборники.
Знак “ресайклинг” используется в США в пропагандистских целях для маркировки продукции из вторичного сырья.
Одним из наиболее распространенных знаков, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является знак “Зеленая точка”
(“Der Grune Punkt”). Впервые этот знак получил признание в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. Упаковка с данным знаком обозначает, что на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала.В условиях современной интернационализации экономики совершенно очевидны важность и необходимость для всех, занимающихся не только маркетингом и общественными связями, но и всеми видами бизнеса, владеть основами информатизации, совокупными средствами информации и товарах и услугах в целях обеспечения гармоничного сосуществования с природой без войн и экологических проблем.