РЕЙТИНГ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ: рынок ради рынка
Группа Andersen Consulting (AC), не так давно заявившая о значительной переориентации собственного бизнеса в область Интернет-экономики, опубликовала в Fortune результат собственного исследования современного состояния этого сектора. Данные были представлены в виде списка 50 компаний, по мнению специалистов АС, делающих наибольшие инвестиции и оказывающих максимальное влияние на развитие электронной коммерции. Результаты этого рейтинга, несмотря на то, что они не дают ответ на “проклятый вопрос начала века”, будет или не будет текущее столетие веком e-commerce, создают очень любопытную картину того, что же представляет из себя Интернет-экономика сегодня.
Компания |
Год основания |
Продажи в 1999 г., $ млн |
E-business, провайдеры сетевых услуг |
||
AOL | 1985 |
4777 |
Charles Schwab | 1986 |
1986 |
Amazon.com | 1994 |
1015 |
E*Trade | 1982 |
621 |
Knight?Trimark | 1995 |
618 |
Yahoo | 1995 |
341 |
Ameritrade Holding | 1992 |
301 |
EarthLink Network | 1994 |
254 |
Priceline.com | 1998 |
189 |
CMGI | 1986 |
176 |
Сетевое программное обеспечение и сервис |
||
Microsoft | 1975 |
19747 |
Oracle | 1977 |
9063 |
Intuit | 1983 |
848 |
Network Associates | 1992 |
785 |
Cambridge Tech.Partners | 1991 |
628 |
TMP Worldwide | 1967 |
585 |
USWeb/CKS | 1995 |
375 |
Citric System | 1989 |
323 |
Macromedia | 1992 |
167 |
Network Solution | 1979 |
142 |
Производители сетевой компьютерной техники |
||
IBM | 1911 |
87448 |
Lucent | 1995 |
38303 |
Intel | 1968 |
28194 |
Dell | 1984 |
21670 |
Cisco | 1984 |
12154 |
Sun Microsystems | 1982 |
11726 |
EMC | 1979 |
4459 |
Qualcomm | 1981 |
3937 |
Network Appliance | 1992 |
335 |
Broadcom | 1991 |
335 |
Прежде всего следует признать, что нынешняя Интернет-экономика - бизнес не столь уж и молодых компаний. Лидеры рынка, как правило, имеют минимум семилетнюю историю. Компании же, созданные три года назад, пока практически не играют в Интернет-экономике большой роли.
Поражает диспропорция объемов продаж компаний, которые обеспечивают инфраструктуру рынка, и собственно e-commerce. Самый “горячий” сектор фондового рынка обеспечивает не более 3% от суммарных продаж столпов сетевого бизнеса. А на долю “техников” приходится не менее 87% продаж. Фактически это рынок ради рынка: именно эти 3% обеспечивают миллиардные обороты “техников”. Впору вспоминать пессимистов-аналитиков, которые говорят об искусственности сетевой экономики: ни один рынок, создающийся исходя из потребностей покупателей, подобной структуры не имеет. Конечно, на такой инфраструктуре сетевые компании смогут развиваться быстрее, чем на “естественно создающемся” рынке. Но в целом это напоминает не рост рынка, а его выращивание.
Примечательно разделение продаж между компаниями-лидерами и аутсайдерами. По всем четырем рынкам первые три компании держат никак не менее 40% продаж. Сегодняшняя Интернет-экономика невероятно монополизирована, и списывать это на издержки ее слабого развития бессмысленно.
Учитывая, что лишь малая часть компаний из списка активно работает в России, остается лишь предполагать: либо в ближайшие два-три года корпорации из рейтинга АС будут вкладывать огромные деньги в российский Интернет-бизнес, или же национальная Интернет-экономика будет развиваться по особому пути, никак не коррелирующему со всем мировым опытом.
Впрочем, есть и третий вариант. Никакой Интернет-экономики в России не будет. Возможно, это к лучшему: никому не известно, что получается, когда потенциально огромный сектор бизнеса не растет сам по себе, а выращивается конкурирующими “садовниками”. Будем наблюдать со стороны.
Дмитрий Бутрин
“Компания”. 14 февраля 2000 г.