БИЗНЕС-ПЛАН В РОССИИ

Бизнес-план появился у нас в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к нему с прохладцей, многие поначалу не обратили на него внимания, другие, обратив, не придали должного значения. Придерживались привычных технико-экономических обоснований, как будто это одно и то же.

Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин. Не все и не сразу стали разрабатывать, предъявлять и требовать бизнес-план. Подавали его в качестве заморского блюда - на десерт, чтобы удивить инвесторов, экспертов, партнеров, которых завораживало само название.

Вскоре необходимость в бизнес-плане стала настолько очевидной, что уже в 1994 - 1995 гг. он становится обязательным. В январе 1995 г. московское правительство, например, опубликовало распоряжение, в котором впервые рекомендовало бизнес-план “в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов”.

Крупные коммерческие банки, в частности “Менатеп”, разработали подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в бизнес-плане, как в “необходимом документе”. Многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям. Не только коммерческие банки, но и государственные организации требуют представления бизнес-плана от своих потенциальных помощников. Таким образом, бизнес-план уже подается не на десерт, а скорее для развития аппетита.

Дословно “бизнес-план” переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства (по-английски - entrepreneurship).

Бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа.

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. В самом деле, ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет “собраться”, мобилизоваться, сосредоточиться, что совсем нелишне при переходе предприятия в рыночные условия.

Целью бизнес-плана может быть, например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса, будь то открытие автозаправочной станции, гостиницы, ресторана, пекарни, реконструкция микрорайона, спортивных комплексов, предприятий досуга и др.

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

В бизнес-плане обосновываются:

Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или по крайней мере их влияния на будущую прибыль.

Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы предприятия. В любом случае решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими организациями и потенциальными инвесторами.

Хостинг от uCoz