Социальный портрет московского менеджера

За последнее десятилетие в России сформировался социальная прослойка людей, которых называют менеджерами. Еще на заре российского бизнеса в конце 80-х годов разница между предпринимателем и менеджером была довольно условной — инициативный, предприимчивый человек мог одновременно быть и организатором собственного дела и выполнять менеджерские функции на своем и других предприятиях. Сегодня различие между менеджером и предпринимателем все более и более явное.

В последние годы начал формироваться и значительно расширился новый класс профессиональных управленцев. Это специалисты, делающие карьеру в бизнес-структурах и не ведущие собственного бизнеса. Стороннему наблюдателю любой бизнес-тусовки (начиная с профессионального семинара и заканчивая обычной профильной выставкой) заметно, что ее участники — даже те, кто впервые видят друг друга, - обладают некой общей “аурой”, позволяющей идентифицировать их как менеджеров. Они говорят на одном языке, обмениваются понятными только им профессиональными терминами и жаргонизмами — словом, хорошо понимают друг друга.

В то же время само понятие “менеджер” остается весьма размытым и границы его применения еще не вполне устоялись. Менеджером называют и управляющего крупной фирмой, и обычного продавца (на современном русском экономическом языке говорят “менеджер торгового зала” или “менеджер по работе с клиентами”). Чтобы ограничить это понятие и в дальнейшем избежать путаницы, будем считать, что менеджеры – это специалисты, имеющие отношение к управлению фирмой и несущие ответственность за принятие решений. Обычно этим условиям отвечают менеджеры, имеющие в непосредственном подчинении не менее 6-7 человек.

Сейчас менеджеры-управленцы составляют костяк любой фирмы или компании, и, как правило, именно от их профессионализма зависит процветание предприятия. Кто же эти люди? Какими путями они пришли в экономику? Каков их профессиональный и жизненный путь? На эти и многие другие вопросы позволяет получить ответ исследование “Менеджеры”, проведенное в конце 1999 года среди 400 московских менеджеров крупного и среднего звена. В анкетном опросе принимали участие менеджеры самого разного профиля, занятые и в промышленности, и в финансовой и страховой деятельности, и в сфере потребительских услуг. Исследование проводилось Центром политических технологий по заказу Ассоциации менеджеров.

Происхождение

Среди менеджеров, принявших участие в исследовании, лишь половина (50%) являются коренными москвичами (родились и выросли в Москве). Однако 3/4 опрошенных могут считаться “москвичами по образованию”. В московских школах училось 60% опрошенных. Кроме того, еще 13% закончили школу в Подмосковье.

Показатели “миграции” среди менеджеров достаточно высоки: пятая часть участников опроса (почти 20%), “осели” в Москве за последние 10 лет.

При этом можно утверждать, что “иногородние” менеджеры начинают свою карьеру в бизнес-структурах с низших менеджерских должностей — лишь единицы из опрошенных управленцев переехали в Москву в последние год-два. Характерно, что подавляющее большинство опрошенных менеджеров высшего звена либо являются коренными москвичами, либо живут в Москве более 10 лет.

Несколько слов о социальных корнях опрошенных управленцев. Лишь 4% из них вышли из семей, в которых и мать, и отец имеют высшее образование. Почти четверть (24,5%) выросла в семьях, где ни один из родителей не получил высшего образования. При этом почти у половины участников опроса (47%) ни один из родителей не занимал руководящих должностей.

Образование

Тем не менее московские менеджеры среднего и высшего звена, как правило, имеют высшее образование. Несмотря на то, что лишь половина опрошенных родились и выросли в Москве, 80% из них заканчивали именно московские вузы.

Доля управленцев, получивших образование за границей, составляет около 4% от общего числа. Но если рассматривать только “иногородних” менеджеров, приехавших в Москву в течение последних 10 лет, картина получить иная: из них 40% закончили московские вузы и 25% получили высшее образование за границей.

Большинство опрошенных имеют базовое техническое (45%) или экономическое (23%) образование. Гуманитарное образование получили около 13% управленцев: при этом настоящей “кузницей менеджерских кадров” является МГУ. Различные факультеты этого университета закончили 14% управленцев. Среди других популярных у менеджеров высших учебных заведений можно назвать МИНХиГП (ныне Московский институт нефти и газа) — его окончили 4,5% опрошенных, MAИ (4,5%), МЭИ (4,3%), МИФИ (3,8%) и ГАУ им. Серго Оржоникидзе (2,8%). Около трети менеджеров до поступления в вуз обучались в техникумах и имеют диплом о среднем специальном образовании. Большинство (76%) опрошенных получили одно высшее образование и лишь 8,5% - два и более. Ученой степенью обладают около 14% менеджеров.

Среди московских менеджеров достаточно много тех, кто получал “дополнительное” образование. Так, более половины опрошенных (52%) имеют дипломы о прохождении профессиональных курсов и обучающих тренингов.

Значительная часть управленцев (54%) владеют одним иностранным языком. Доля тех, кто владеет двумя и более иностранными языками (19%), сопоставима с долей тех, кто не изучил ни одного иностранного языка (23%).

Большинство менеджеров считают, что образование дало им в первую очередь теоретические знания, необходимые для последующей карьеры (непосредственно знание предмета будущей профессии и специфический образ мышления). Такие аспекты высшего образования, как повышение социального статуса и приобретение полезных связей и знакомств, ценятся чуть ниже. Больше половины опрошенных (54%) довольны полученным высшим образованием и хотели бы, чтобы их дети получили образование аналогичного уровня. При этом значительная доля менеджеров хотела бы, чтобы их дети обучались именно в России (41%). Доля менеджеров, оставшихся неудовлетворенными качеством полученного высшего образования, составляет около 20%.

Карьера

Большинство опрошенных менеджеров принадлежат к наиболее активной возрастной группе — 25-45 лет. Карьера большинства менеджеров, занимающих сегодня средние и высшие позиции в своих организациях, начался более пяти лет назад. Лишь 13% принявших участие в исследовании московских менеджеров начали свою карьеру менее 5 лет назад. Общий трудовой стаж у 31% опрошенных составляет 5—10 лет, у 29% — 11-20 лет, у 27% — более 20 лет. Характерно, что менеджеры, занимающие высшие позиции в организациях, обладают большим трудовым стажем.

Большая часть опрошенных (56%) — “профессиональные” наемные работники, никогда не имевшие собственного бизнеса. Лишь 22% отметили, что вели собственное дело раньше (и не ведут сейчас), а 15% и по сей день имеют собственный бизнес, не связанный с основным местом работы. Такие предпринимательские ценности, как статус владельца собственной фирмы, возможность брать на себя всю полноту ответственности, значат для опрошенных существенно меньше, чем ценности менеджерские - такие, как стабильность статуса и отсутствие риска в работе, а также возможность гармонично сочетать профессиональную и личную жизнь.

Менеджеры среднего и высшего звена — это достаточно мобильный социальный слой. Карьерный рост большинства участников исследования происходит не только за счет смены должностных позиций, но и за счет перемены мест и даже сфер деятельности. Только для 7% опрошенных менеджеров настоящее место работы является первым. Большинство же работает на втором-третьем (38%) или четвертом-пятом (37%) местах.

Больше половины управленцев (52%) меняли не только место работы, но и сферу деятельности; профессиональный рост лишь трети респондентов (32%) связан с одним сектором экономики. Можно заключить, что перспектива смены работы или сектора экономики не пугает современного менеджера и даже является естественной необходимостью для большинства из них. Иными словами, менеджеры не связывают свой карьерный рост с одним предприятием или фирмой и чаще всего готовы применить свои профессиональные навыки на новом месте или в новом деле.

Уровень профессиональной ответственности большинства респондентов достаточно высок: 70% участвовавших в исследовании управленцев регулярно принимают участие в выработке решений, обязательных для всей организации в целом.

Абсолютное большинство опрошенных менеджеров среднего и высшего звена являются “многофункциональными” руководителями — современным управленцам часто приходится решать задачи, относящиеся к самым различным областям деятельности фирмы. Так, в круг их обязанностей входят вопросы общего управления организацией (38%), курирования рекламной и маркетинговой политики (32%), вопросы снабжения (32%). При этом стандартный восьмичасовой рабочий день для большинства управленцев нехарактерен — в эти временные рамки регулярно укладываются лишь 23% опрошенных. Чаще всего рабочий день менеджеров длится около 10 часов (53%). Почти четверть (24%) менеджеров регулярно работают больше, чем по 10 часов в день. Большинство менеджеров (69%) указали, что работают не только в офисе, но и дома в свободное время и в выходные. Лишь 24% управленцев заявили, что никогда не занимаются решением профессиональных вопросов на отдыхе и в выходные дни.

Таким образом, обобщенный портрет российского управленца вполне укладывается в стандартные международные представления о менеджерах: это люди с высокой мотивацией и работоспособностью, способностью к обучению и принятию ответственных решений, а также позитивно воспринимающие любые изменения в окружающей среде — от смены места жительства и места работы до смены экономической ситуации. По крайней мере, и после кризиса топ-менеджеры остались топ-менеджерами.

Андрей БОГОСЛОВСКИЙ

Ведомости. 24 февраля 2000 г.

Хостинг от uCoz