Новое поколение менеджеров

ДМИТРИЙ ЗЕЛЕНИН,
президент Ассоциации менеджеров

Менеджер в России — профессия молодая, ей от силы лет десять. А всерьез говорить о российском менеджменте как о высокопрофессиональной и современной сфере деятельности стало возможным вообще лишь в последние несколько лет. К советскому периоду жизни страны слово “менеджмент” отношения не имеет. То, что было тогда, называлось иначе, “хозяйственник”.

Российский менеджмент имеет короткую историю, однако и 10 лет — это уже опыт. Опыт успехов и промахов. 10 лет — это уже история. История становления менеджмента и осмысления менеджерами своего предназначения, своей роли в рыночных реформах, места в экономике и социальной жизни. Смею думать, что мой личный путь и моя карьера отражают те этапы и повороты, которые пережил российский менеджмент за эти годы.

Я, как и большинство нынешних управленцев, получил базовое техническое образование в московских вузах — МАИ и Физтехе. В конце 80-х, в пору расцвета кооперативов, занялся коммерческой деятельностью и отдал дань, наверное, самому распространенному и прибыльному тогда бизнесу — поставкам в Россию вычислительной техники из-за рубежа. Создавал кооперативы, впоследствии ставшие основой одного из первых больших российских концернов. Сначала это были предприятия торговые, затем — самого разного профиля. И опыт управления ими я считаю очень важным в своей профессиональной карьере. В 1994 году, когда началась приватизация, мы с коллегами приступили к покупке акций предприятий — ЗИЛа, “Пермских моторов”. Ничего необычного в этом тоже не было.

Многие тогда были увлечены открывшимися перспективами и возможностями. Многие чувствовали себя первопроходцами и верили, что именно этот путь приведет к цели — построению в России развитой современной экономики, в которой мы займем достойное место. Казалось, стоит перевести государственную собственность в частную — и все станет на свои места и дольше пойдет как по маслу. Центральной фигурой начала 90-х был предприниматель-собственник с которым связывались надежды на подъем оказавшейся в глубоком кризисе экономике.

Но через пару лет стало ясно: иметь — еще не значит грамотно использовать к всеобщему благу. Предпринимательский опыт, накопленный энергичными кооператорами в конце 80-х – начале 90-х годов, оказался практически неприменим на крупных предприятиях, на которых, как на китах, держалась доставшаяся нам в наследство советская экономика. Стало ясно, что предприниматели не справились с ролью главного субъекта новой экономики. Масштабные преобразования в промышленности и реальном секторе оказались им не по силам.

В 1994 году я входил в совет директоров ЗИЛа, а после банковского кризиса 1995 года стал исполняющим обязанности генерального директора внешнеэкономической ассоциации “Интеррос”. В 1996 году — первым заместителем генерального директора “Норильского никеля”. Если меня попросят сказать, какой опыт, приобретенный за время карьеры, я ставлю выше всего, я отвечу: подключение предприятия к финансовым блокам и работа в качестве одного из руководителей крупного промышленного предприятия. Хотя в этом опыте были негативные моменты: не все удавалось само собой, приходилось набивать и шишки. В общем, то, о чем я говорю, я знаю не понаслышке.

Только там, где происходит разделение функций управления и контроля над капиталом, где появляется эффективный и автономный менеджмент, только там крупный собственник может преобразовать реальный сектор экономики. Хочу, чтобы меня поняли правильно: речь не идет о провале предпринимателя-собственника, речь идет о том, что крупное предприятие — сложная многоуровневая система, которую пока в масштабах страны не удалось полностью охватить рыночными отношениями и целиком вовлечь в работу по новым правилам.

Сегодня я прихожу к мысли, что на крупных предприятиях реального сектора роль главного субъекта рыночной системы принадлежит не предпринимателю, а менеджеру нового поколения. Точнее, решение проблемы — в союзе частного инвестора и нового менеджера. Мне кажется, что сегодня время возложило на российский менеджмент миссию цивилизовать сложившуюся в стране “недорыночную” систему изнутри, развить ее до уровня современного эффективного производство. Если попытаться в двух словах определить роль менеджера на крупнейших российских предприятиях, то сегодня скорее всего он выступает носителем порядка, оформляет, организует, дисциплинирует рыночную стихию.

Мне кажется, что среди высшего управленческого персонала крупных предприятий происходит перелом — идет смена поколений, культуры, сознания. У штурвала реальной экономики все чаще оказываются менеджеры нового поколения и мы уже видим результаты их деятельности. Крупные предприятия не без проблем и ошибок, но начинают работать эффективнее, начинают выбираться из ямы уже ставшего привычным кризиса, параллельно создавая новую социальную реальность.

Ведомости. 24 февраля 2000 г.

Хостинг от uCoz