Менеджмент по-американски

Каждый американец без исключения мечтает иметь собственный дом. Каждый американец без исключение мечтает иметь собственный автомобиль. Но очень мало кто из американцев мечтает иметь собственный бизнес.

На самом деле мечта каждого американца, молодого и не очень, найти хорошее место в крупной или средней, но процветающей компании. Тогда твое будущее можно считать более или менее обеспеченным — и зарплата идет неплохая, и медицинская страховка, и отчисления в пенсионный фонд.

Америка — классический пример страны менеджеров, где вопреки обывательскому мнению все основные рычаги управления — на высшем и среднем уровне — сосредоточены в руках профессионального менеджмента. Собственники компаний — а уж тем более, когда речь идет о тысячах акционеров — крайне редко руководят их повседневной работой. Эти полномочия переданы профессиональным управляющим. Им дана огромная власть, но и ответственность ей соответствует. Ведь от правильности их решений зависит судьба тысяч, а в конечном итоге миллионов людей, состояние целых отраслей бизнеса, а подчас и всей экономики.

Сколько в США и во всем цивилизованном мире менеджеров, точно не скажет никто — даже всезнающая статистика. Известно, однако, что одним из наиболее процветающих бизнесов является — head-hunting - охота за головами. Мировой ежегодный оборот компаний по подбору управленческого персонала исчисляется несколькими миллиардами (!) долларов.

Западные, и особенно американские, компании тратят поистине бешеные деньги не только на поиск, но и на взращивание профессиональных управленцев. Отбор начинается еще в школах, где через систему сложных тестов выявляются наиболее продвинутые и подающие надежды подростки. Система стипендий и грантов дает им возможность получить образование в достаточно престижных колледжах и бизнес-школах. Кадровики из крупных компаний и “охотники за головами” ведут студентов до самого выпуска, отслеживая их прогресс и успехи. Подобным образом уже на раннем этапе обеспечивается, с одной стороны, естественный отбор, а с другой — приток свежей крови. Доступ к соответствующему образованию при наличии нужных задатков получают представители различных, в том числе и низших социальных слоев.

Поступление в нужный вуз на Западе — это фактически билет с открытой датой в мир топ-менеджмента. Их выпускникам не приходится стоять на биржах труда или посылать свои резюме по адресам из газетных объявлений. Если ты положительно проявил себя, то к последнему году учебы тебя уже будет ждать как минимум одно или даже несколько предложений от солидных престижных компаний.

Впереди выпускника ждет длинный и тяжелый путь по ступеням управленческой лестницы. Западный, и особенно американский менеджмент — это строго структурированная, иерархическая система, в которой путь с одной ступени на другую занимает годы. Переход на каждую новую более высокую должность – это не просто повышение зарплаты, а перемещение с одного уровня на другой многослойной системы координат и измерений, определяющих твой социальной статус и образ жизни.

Отличительная черта западного менеджмента — его строгая клановость и структурированность на всех уровнях. Там нет профсоюзов и ассоциаций. Однако уже со студенческих дней менеджеров приучают играть командную игру, ощущать себя не столько индивидуумом, сколько частью некого глобального сообщества, на которое возложена особенная высокая миссия.

Для этого и существует широко разветвленная система клубов, которые отнюдь не являются местом проведения досуга. Каждому уровню карьерной лестницы соответствует свой клуб, который объединяет людей по возрасту, достатку и социальной принадлежности. Именно там в неформальной обстановке происходит выработка внутривидовых позиций по основным экономическим вопросам, и именно клубы становятся инструментом внутренней самоидентификации и саморегуляции западного менеджмента как класса.

Ведомости. 24 февраля 2000 г.

Хостинг от uCoz