Юриспруденция в России: уроки истории

Юриспруденция популярна ныне в России как никогда ранее. Издается все больше специальной литературы - в 1997 г. вышло в свет не менее 700 наименований книг, посвященных различным аспектам юриспруденции. Количество юридических учебных заведений стало просто невообразимым, соответственно увеличилась и численность юристов в стране. Любопытно, что это стремительный рост популярности юриспруденции произошел как-то сам по себе, совершенно стихийно.

Такого в России еще не было. В январе-феврале 1998 г. исполнилось ровно 170 лет событию, подлинное значение которого для русской юриспруденции стало очевидным лишь спустя десятилетия. Данному эпизоду нашей истории и посвящена эта статья.

Дошедшие до нас документы позволяют изложить факты с предельной точностью.

Как известно, 31 января 1826 г. взошедший на российский престол император Николай I учредил 2-е Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, на которое возложил в качестве главной задачи "успешное совершение" систематизации российского законодательства, создание "Свода законов Российской империи". Начальником Отделения был назначен М.А. Балугьянский. Управляющим же (не по должности, а на деле) стал член Государственного совета по Департаменту законов действительный тайный советник М.М. Сперанский. Именно благодаря этим двум людям деятельность 2-го Отделения быстро вышла за рамки поставленной перед ним задачи и стала важным фактором развития юридической науки и юридического образования в России.

28 января 1828 г. М.М. Сперанский представил императору Николаю I доклад следующего содержания:

"Для установления на твердых основаниях правосудия в государстве нужны: 1) ясные и твердые законы и 2) знающие судьи и законоведцы. Меры, с 1826 г. принятые, представляют основательную надежду в совершении первого из сих двух предположений: нужно помыслить о втором. Обучение Российского законоведения в университетах наших доселе не могло иметь успеха по двум причинам: 1) по недостатку учебных книг; 2) по недостатку учителей. Две учебные книги: одну для учителей, другую для учащихся, необходимо должно составить. Труд сей немаловажен, но составлением сводов и уложений он будет облегчен, и есть надежда, что во 2-м Отделении он может быть совершен. Приуготовление учителей представляет более трудности…".

Для исправления сложившегося плачевного положения в области юридического образования в докладе предлагалось прибегнуть к довольно необычным мерам: из духовных академий - Санкт-Петербургской и Московской - "заимствовать по три студента по дарованиям и поведению лучших и вполне окончивших курс", поместить их в Санкт-Петербургский университет с тем, чтобы они прослушали здесь курсы римского права и латинской словесности "с особенным приспособлением ее к юридическим познаниям". В докладе выражалась надежда, что после трех лет такого обучения избранные студенты выдержат строгий экзамен и будут в состоянии "давать уроки как публичного, так и частного права, по крайней мере, в двух первых университетах, Московском и Санкт-Петербургском. Таким образом положено будет твердое начало юридическому в России образованию, и судя по охоте к сему роду учения, в молодых людях приметной, можно надеяться, что оно скоро распространится и перестанет быть редким".

Император Николай I одобрил меры по развитию юридического образования в России, предложенные в докладе Сперанского и распорядился выделить необходимые денежные суммы.

По плану обучения названные студенты должны были ежедневно с 6 до 8 часов утра заниматься в Отделении, с 8 же и до 14 часов слушать учебные курсы в университете. В докладе предполагалось, что в университете они будут заниматься лишь двумя дисциплинами - на самом деле им пришлось пройти чуть ли не полный курс обучения юридическим наукам, который был разделен на три семестра.

В первом семестре им преподавались: так называемая "пропедевтика" (т.е. обозрение всех частей законоведения и история российских законов от Святого Владимира до настоящего времени), публичное российское законоведение (изложение российского государственного права), римское право как теория гражданского права, политическая экономия, всеобщая история, иностранные языки - древние (греческий и латинский) и новейшие (немецкий, французский и английский).

Во втором семестре они обучались российскому гражданскому праву, полицейским законам, законам, относящимся до управления финансов в империи, российской истории, также продолжали изучать римское право и иностранные языки.

В третьем семестре им преподавались российское гражданское судопроизводство, российское уголовное законоведение, право народное, история римского права, статистика и иностранные языки.

В мае-июне 1829 г., т.е. на полтора года ранее предполагавшегося в докладе срока, кандидаты в профессора права держали экзамен перед специальной комиссией из университетских профессоров под председательством М.М. Сперанского. Каждое испытание продолжалось не менее 4 часов, с 7 до 11 часов вечера (днем все были заняты работой во 2-м Отделении). Всего было шесть испытаний: по российскому гражданскому и государственному праву, политической экономии, римскому праву, латинскому, древнегреческому, английскому, французскому, немецкому языкам.

Успешно выдержав указанные экзамены, студенты получили назначение в Берлинский университет, где им предстояло "усовершенствовать себя в науке права" под руководством знаменитого немецкого правоведа К.Савиньи.

В результате все они были удостоены степени доктора прав и назначены на должности ординарных профессоров в Санкт-Петербургский , Московский , Харьковский университеты и в Университет Святого Владимира в Киеве.

За сравнительно короткое время все эти профессора заняли ведущие позиции в тех областях русской юриспруденции, в которых стали специализироваться. Можно смело сказать, что именно они заложили основы юридической науки и юридического образования в России. Усилия, предпринятые царским правительством для быстрого развития в России университетского юридического образования, а значит, и юридической науки, оказались удивительно плодотворными.

В чем же секрет этого успеха и одновременно главный урок для нас? Видимо, в том, что тогда хорошо понимали забытую ныне истину - настоящего обновления той или иной сферы общественной жизни можно достичь не посредством создания, нагромождения одного на другое новых учреждений, а лишь путем воспитания новых людей!

Хостинг от uCoz