Сделать образование практическим

(об опыте "юридических клиник")

Правовая реформа, проводимая в России, во многом связана с подготовкой квалифицированных юридических кадров.

Традиционное юридическое образование можно представить в виде двух компонентов: теоретический курс и прохождение учебной и производственной практики.

В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной десятилетиями, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры.

НЕ ТОЛЬКО СМЕХА РАДИ

На современном этапе развития законодательства и постоянного усложнения правовых отношений такое состояние юридического образования нельзя признать удовлетворительным.

Выпускники юридических факультетов часто ощущают себя неготовыми к практической работе. Они не умеют составлять процессуальные или иные юридические документы, не владеют навыками опроса, выступления в суде. При этом нередко обнаруживают хорошие знания законов, но не могут проанализировать, сопоставить и применить их. Существуют у молодых юристов и проблемы психологического и этического плана.

Во всем мире многие юристы, судьи, преподаватели и студенты ищут пути совершенствования юридического образования. Один из них получил название "клиническое образование". Такое образование предполагает усвоение знаний в процессе практической работы.

Прохождение дисциплин учебного плана строится на разрешении практических ситуаций и моделировании различных юридических действий. Эти практические ситуации складываются из учебно-игровых, т.е. казусов и фабул, разработанных преподавателем, и участия в разрешении конкретных реальных ситуаций.

Такой подход к обучению предполагает существенное изменение содержания как теоретических курсов, так и практических.

Не оспаривая важность и необходимость традиционных лекций и практических занятий, следует признать целесообразным перераспределение значительной части учебного времени для проведения практического обучения с целью выработки основных профессиональных навыков, необходимых юристам (например, написание юридических документов; анализ правовых ситуаций; ораторские навыки; умение задавать вопросы, убеждать и т.п.). Это предполагает введение в рамках основных курсов специальных разделов или спецкурсов.

Проблему обеспечения реальной практики, когда студент будет субъектом практической деятельности, можно решить путем создания (вспомним западное обозначение) "юридической клиники". "Юридические клиники" создаются при факультетах или вузах и являются по сути общественными приемными, где студенты под руководством преподавателя проводят прием реальных клиентов и оказывают им юридическую помощь.

Проведение студенческой практики в форме "клиники" позволяет решить и еще одну общественно значимую проблему - оказание юридической помощи малоимущим гражданам. Ведь, к сожалению, конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, сейчас почти ничем не обеспечивается.

Такие "юридические клиники" уже функционируют при многих правовых вузах. Опыт их работы в Петрозаводске, Ставрополе, Твери и других городах уже дал положительные результаты. Студенты не только учатся реально делать то, что составляет содержание их будущей профессии; подобное образование оказывает серьезное воздействие на формирование их личностных качеств. Участие в защите прав и свобод позволяет им осознать роль юриста в развитии общества, усвоить основные нормы профессиональной этики.

Не преследуя цели раскрыть полностью все формы и методы практического обучения, а также процесс создания "юридических клиник", можно отметить, что это направление признано перспективой юридического образования в XXI веке.

Хостинг от uCoz