Пенсионные системы

Как известно, в наследство от советской власти России досталась система государственного пенсионного обеспечения, работающая по принципу “сегодняшнее поколение работающих обеспечивает сегодняшнее поколение пенсионеров”. Главный недостаток системы, если говорить коротко, сводился к тому, что в конечном итоге стремление государства обеспечить пенсионерам достойное существование ложилось слишком тяжелым грузом на работающие предприятия и работающих членов общества. В результате складывалась парадоксальная ситуация, когда из народнохозяйственного оборота изымались огромные средства, а довольных уровнем пенсионного обеспечения все равно нет.

Опыт западных стран показывает, что пенсионные фонды превращаются в крупнейших инвесторов, превосходящих по своим возможностям коммерческие банки и страховые компании и обеспечивающие огромный приток капиталовложений в национальную экономику.

Каждая страна имеет свою пенсионную систему, в которой тем или иным образом переплетены различные схемы пенсионного обеспечения. Но практически везде есть два основных элемента обязательное и дополнительное пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное обеспечение устанавливается и регулируется законодательными и нормативными актами государства. Источником финансирования таких пенсий являются налоги, либо специальные целевые отчисления предприятий и работников, которые имеют такой же принудительно установленный государством, то есть по существу налоговый, характер.

Хотя дополнительное пенсионное обеспечение всегда осуществляется частными структурами, тем не менее, интересы государства в его развитии тоже достаточно сильны.

По принципам построения финансовых механизмов можно выделить пять основных схем построения пенсионных систем:

Такие пенсии существуют практически во всех странах. Но если, например, в Швейцарии или во Франции они составляют весьма значительную часть дохода пенсионеров, то в Чили они выплачиваются только тем, кто вообще не имеет другого обеспечения (и практически предоставляют средства ниже прожиточного минимума). Источником средств для такой пенсионной схемы являются налоги.

На этом принципе построен Пенсионный фонд России. Но если в России он объединяет население в масштабе всей страны, то за рубежом такие фонды созданы, как правило, для локальных групп работников, объединенных по профессиональному, отраслевому или какому-либо другому принципу. В Чили до реформы пенсионной системы насчитывалось несколько десятков таких фондов, в совокупности охватывающих практически всех занятых. Переходящие остатки средств фондов тоже могут быть финансовыми ресурсами фондового рынка. Обычно такие фонды работают с нарастающей дефицитностью бюджета, и государству приходится брать их на содержание.

В развитых странах организация этих фондов запрещена, поскольку они по своей сути создают колоссальный простор для злоупотреблений. В тех странах, где существуют подобные фонды, они чаще всего принадлежат государству. Источником средств для них могут быть как взносы работодателей, так и взносы работников, но в случае, когда фонды принадлежат государству, эти взносы носят обязательный характер, то есть аналогичны налогам.

При такой схеме пенсионный фонд как специализированная организация не создается, и пенсия выплачивается пенсионеру непосредственно из средств предпринимателя. Исторически эта форма обеспечения была распространена раньше всего в США и Японии.

В настоящий момент пенсионерам доплачивают многие российские предприятия. Минусы этой схемы очевидны: отсутствие должного уровня гарантий выплат (по существу, их необязательность), зависимость самой возможности выплат от наличия у предприятия средств, дополнительная нагрузка, причем совершенно не по профилю основной деятельности, на финансовые и кадровые службы и т.д. Очевидно, впрочем, и то, что ее возникновение в России определяется необходимостью заботы о пенсионерах в связи с их крайне тяжелым положением

Пенсионная система, основанная на этом принципе, не предполагает создания специализированного пенсионного фонда. Обеспечение пенсии осуществляется через выкуп страхового полиса, предоставляющего пожизненную ренту. Такая схема имеет распространение во всем мире. Она используется главным образом для организации пенсионного обеспечения уже после выхода на пенсию, когда работник накопил в банке, в страховой компании или каким-то другим способом сумму, достаточную для выкупа ренты работником или предпринимателем, или в некоторой пропорции обоими вместе. Законодательство по страхованию при такой схеме предполагает, что средства, отданные за пожизненную ренту, не могут быть использованы страховой компанией в качестве собственной прибыли до тех пор, пока не произошла полная расплата по всем обязательствам перед бенефициаром. Таким образом, происходит капитализация пенсионных накоплений, и эти средства используются как ресурсы финансовых рынков, но не от лица пенсионного фонда, а от лица страховых компаний

В таких фондах происходит капитализация средств, и их суммарные активы по законодательству должны быть равны обязательствам перед будущими и настоящими пенсионерами. Такие фонды можно разделить на два типа: без индивидуализации и с индивидуализацией накопленных средств.

Негосударственные пенсионные фонды

Первый тип пенсионных фондов не индивидуализирует накопления, и размер пенсий определяется оговоренными условиями участия. Принцип равенства активов и обязательств для таких фондов требует наличия гаранта или спонсора, который обязан предоставить дополнительные средства в том случае, если обязательства превысили активы (например, в результате неэффективного инвестирования, форс-мажорных обстоятельств и т.п.). На этом принципе действует большинство пенсионных фондов США, где в роли гаранта выступает предприятие. Периодическую проверку равенства активов и обязательств выполняет специальных институт актуариев, выдающих соответствующие заключения по состоянию фонда.

Средства, находящиеся в фондах, по существу принадлежат гаранту-предприятию, которое определяет правила участия своих работников. Но например, в США для освобождения отчислений в фонд от налогов пенсионный план (индивидуально заключаемый, но типовой по содержанию договор, в котором установлены условия накоплений и выплат для данного фонда) должен соответствовать определенным критериям, в том числе проходить по определенным дискриминационным тестам, не позволяющим произвольно перераспределять средства, в частности в пользу высокооплачиваемых работников и т.д.

Второй тип фондов, основанных на капитализации средств, предполагает ведение личных счетов для каждого участника (принцип индивидуализации накоплений). Как правило, при этом никаких обязательств по размерам будущей пенсии не дается. Накопление основано по принципу классического траста, а средства на личных счетах по существу строго соответствуют доле участника в активах фонда, рассчитываемой по определенным правилам. При этом юридически все средства фонда, внесенные в качестве взносов на пенсионное обеспечение, принадлежат в конечном итоге вкладчикам. Взносы, как правило, вносятся из личных средств участников, но они также могут производиться из прибыли предприятий в пользу конкретных работников. В последнем случае предприятие может ограничивать права участника на использование и этих средств, например, право на досрочное изъятие, право на перевод в другой фонд, право на передачу в пользу других лиц и т.д.

Вмешательство государства в деятельность таких фондов происходит в тех странах, где отчисления в них освобождены от налогов. Тогда государство ограничивает право досрочного изъятия этих средств из системы пенсионного обеспечения в целом, а также нормирует объем взносов.

В настоящий момент считается, что именно данный тип пенсионного фонда наиболее прогрессивен. В США на принципе индивидуализации накоплений основано более 80 % всех вновь регистрируемых пенсионных фондов.

Преобладание тех или иных схем организации частного пенсионного обеспечения определяется, прежде всего, тем, как устроено законодательство, и какие налоговые льготы предоставляет государство.

Кстати, дополнительное пенсионное обеспечение, забытое при социализме, существовало и в дореволюционной России (до 1917 года). Общества взаимного вспомоществования (воспомоществования) назывались пенсионными кассами, выплачивавшие пенсии своим членам.

Хостинг от uCoz