Комментарий к Кодексу этики профессионального бухгалтера

При подготовке предлагаемого для обсуждения Кодекса этики профессионального бухгалтера (далее - Кодекс) разработчики преследовали ряд целей.

Во-первых, принимался во внимание тот факт, что требования к бухгалтерской профессии в России должны приближаться к тем, которые поставлены перед представителями данной профессии в экономически развитых странах мира. Соответственно предлагаемый Кодекс достаточно близок к его аналогу - документу Международной федерации бухгалтеров (IFAC) "Code of ethics for professional accountants".

Во-вторых, Кодекс устанавливает правила поведения для достаточно широкого круга лиц, которых объединяет бухгалтерская профессия. Это и главные бухгалтеры предприятий, и руководящие и рядовые сотрудники фирм, оказывающих бухгалтерские, аудиторские и консультационные услуги, и руководители фирм (директора, финансовые директора), имеющие бухгалтерское образование, и специализированные фирмы и отдельные специалисты, выполняющие работу по учету, налогообложению, разнообразным по целям и задачам проверкам, финансовому анализу, управленческому консультированию, оценке активов предприятий и т.п. Предполагается, что все эти специалисты, вступая в ряды некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" (ИПБ) (или иных профессиональных объединений, поддерживающих ИПБ), возьмут на себя обязательство выполнять требования Кодекса.

В-третьих, при подготовке Кодекса ставилась цель повысить авторитет бухгалтерской профессии, сделать так, чтобы профессиональные бухгалтеры, выполняя задания своих клиентов или работодателей, стремились оправдать ожидания общества, которое предполагает получать по результатам данной профессиональной деятельности достоверную и надежную финансовую информацию. Как следствие, возникла необходимость не только отразить в Кодексе существующие российские реалии, но и предложить нормы, некоторые из которых могут показаться профессионалам новыми или не совсем обычными.

Следует упомянуть о нескольких важных моментах, определивших во многом структуру данного документа.

Первый момент заключается в том, что профессиональных бухгалтеров можно разделить на две большие группы по степени их влияния на характер работы и соблюдение в ходе ее выполнения профессиональных требований. Первая группа - это собственники и руководители бухгалтерских, аудиторских и консультационных фирм, а также аудиторы, бухгалтеры и консультанты, которые оказывают услуги в качестве индивидуальных предпринимателей. Все они имеют возможность непосредственно влиять как на объем, содержание и характер оказываемых профессиональных услуг, так и на принятие или отклонение клиента как такового. Именно от этих профессиональных бухгалтеров (если все они будут действовать в соответствии с едиными принципами) будет зависеть, получат ли нарушители законов и моральных норм профессиональную бухгалтерскую помощь и поддержку.

Другая группа включает тех профессиональных бухгалтеров, которые в силу своего подчиненного положения не могут решающим образом влиять на политику соответствующих бухгалтерских, аудиторских или консультационных фирм. Как правило, это рядовые сотрудники таких фирм либо руководители среднего звена (руководители проверок, старшие аудиторы), к ним можно отнести и главных бухгалтеров обычных (не аудиторских) предприятий. Эти специалисты (в Кодексе они называются "профессиональными бухгалтерами, работающими по найму") находятся в двояком положении. С одной стороны, они обязаны подчиняться служебной дисциплине и выполнять распоряжения начальства. С другой стороны, должны выполнять требования, предъявляемые к бухгалтерской профессии. В ряде случаев такая ситуация может привести к конфликту интересов, когда руководитель требует от подчиненного ему по службе профессионала действовать вразрез с законодательными или моральными нормами.

Хотим также обратить внимание на некоторые используемые в Кодексе термины и определения. Понятие "профессиональная организация" применяется для того, чтобы обозначить фирмы, занимающиеся оказанием бухгалтерских (аудиторских, консультационных) услуг. В свою очередь под "профессиональным объединением" подразумевается объединение бухгалтеров (бухгалтерских организаций) по профессиональному признаку. Это коллегии, ассоциации, другие объединения бухгалтеров, аудиторов, консультантов и т. д. Предполагается, что частным случаем такого профессионального объединения является некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров".

Некоторые положения Кодекса значительно отличаются от сложившихся в России в настоящее время порядка и практики либо дополняют положения известного широким кругам российских бухгалтеров и аудиторов Кодекса профессиональной этики аудиторов.

В ст.6 описан так называемый "разрыв ожиданий". Речь здесь идет о противоречии между тем, чего ожидают от бухгалтера клиенты и другие пользователи результатов бухгалтерского труда (например, абсолютно точной отчетности для бухгалтеров, полного перечня всех существующих ошибок для аудиторов, рекомендаций по нулевым суммам налогов для налоговых консультантов и т.п.), и тем, что данные специалисты реально в состоянии сделать. Данный термин давно существует в западной и переводной литературе, но в российском нормативном документе встречается практически впервые.

Как уже указывалось, при описании случаев, когда независимость является обязательной, важно, имеют ли "публичный характер" соответствующие профессиональные бухгалтерские услуги, т.е. предполагается ли подготовить по результатам таких услуг какие-либо отчеты, предназначенные для внешних по отношению к клиенту пользователей. При этом нормы Кодекса приведены в соответствии с логикой изложения кодекса IFAC, а не в соответствии, например, с тем, как это описано во Временных правилах аудиторской деятельности. Вместе с тем можно убедиться, что если не по форме, то по сути одно находится в соответствии с другим.

Следует подчеркнуть, что все иностранные и международные ассоциации и объединения профессиональных бухгалтеров, которые консультировали ИПБ или Минфин России по вопросам создания объединения бухгалтеров-профессионалов, удовлетворяющего международным требованиям, уделяли очень большое внимание официально закрепленным процедурам смены профессиональной организации в форме, близкой к той, которая показана в ст.33 Кодекса.

Некоммерческое партнерство

"Институт профессиональных бухгалтеров"

Контактные телефоны:

(095) 299-46-45, 299-31-13

"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 8, февраль 1999 г.

 

Выдержки из Проекта Кодекса этики профессионального бухгалтера

(разработанного Некоммерческим партнерством "Институт профессиональных бухгалтеров")

 

Перечень терминов и определений

Бухгалтер профессиональный - физическое лицо, осуществляющее деятельность в областях:

а) бухгалтерского учета;

б) аудиторской деятельности;

в) финансового менеджмента, финансовой экспертизы;

г) преподавательской, научно-исследовательской или управленческой деятельности в вышеперечисленных сферах,

обладающее на законных основаниях одним из следующих документов:

а) удостоверение о членстве в некоммерческом партнерстве "Институт профессиональных бухгалтеров";

б) аттестат аудитора Российской Федерации по любой из разновидностей аудита;

в) любой иной документ, который компетентные органы некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" признают эквивалентным документам, перечисленным в п.п."а" и "б".

Бухгалтер профессиональный, работающий по найму

1) профессиональный бухгалтер, заключивший соглашение с профессиональной организацией о предоставлении ей услуг в качестве наемного работника на постоянной или временной основе;

2) профессиональный бухгалтер, оказывающий в качестве наемного работника профессиональные услуги любому юридическому лицу (не являющемуся профессиональной организацией).

Деятельность профессиональная - для целей настоящего Кодекса - осуществляемые профессиональными бухгалтерами и профессиональными организациями занятия в областях:

а) бухгалтерского учета;

б) аудиторской деятельности;

в) финансового менеджмента, финансовой экспертизы;

г) преподавательской, научно-исследовательской или управленческой деятельности в вышеперечисленных сферах.

Клиент - любое физическое или юридическое лицо, получающее профессиональные услуги от данной профессиональной организации.

Для целей настоящего Кодекса к клиентам относятся как лица, заказавшие профессиональной организации выполнение услуг, так и лица, по отношению к которым оказываются профессиональные услуги (в случае, если такие услуги были заказаны и оплачиваются не ими).

Объединения профессиональные - общественные (не управляемые со стороны государственных органов) организации, объединяющие в качестве своих членов профессиональных бухгалтеров и(или) профессиональные организации.

К профессиональным объединениям (для целей данного Кодекса) относятся общественные ассоциации, саморегулируемые объединения, палаты, коллегии и т.п., объединяющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров, финансовых экспертов и соответствующие профессиональные организации.

Одним из профессиональных объединений является некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров".

Организация профессиональная - коммерческая организация, созданная с целью оказания клиентам услуг профессиональных бухгалтеров.

К профессиональным организациям для целей настоящего Кодекса приравниваются профессиональные бухгалтеры - индивидуальные предприниматели, оказывающие своим клиентам профессиональные услуги.

Услуги, имеющие публичный характер - разновидность профессиональных услуг (заданий, поручений), по результатам выполнения которых профессиональная организация обязана подготовить итоговый документ или документы (отчет, заключение и т.п.), предназначенные для внешних по отношению к клиенту и профессиональной организации пользователей.

К профессиональным услугам, имеющим публичный характер, относятся, в частности, обязательный аудит, некоторые случаи экспертиз или оценочной деятельности.

Услуги профессиональные - осуществляемые профессиональными бухгалтерами или профессиональными организациями работы или оказываемые ими услуги, относящиеся к области их профессиональной деятельности.

I. Введение

 

  • Статья 1. Основания данного Кодекса
  • 1.1. Настоящий документ подготовлен как инструмент общественного регулирования (саморегулирования) деятельности профессиональных бухгалтеров Российской Федерации и базируется на Кодексе этики профессиональных бухгалтеров ("Code of ethics for professional accountants"), принятом Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в июле 1996 года и пересмотренном в январе 1998 года.

    1.2. Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров является в современных условиях Российской Федерации дополнительным к административному и экономическому механизмам. Его роль будет возрастать по мере перехода нашей страны к развитой рыночной экономике и увеличению роли профессиональных объединений.

     

  • Статья 2. Цели Кодекса и сфера его действия
  • 2.1. Целью Кодекса этики профессионального бухгалтера является:

    а) установление основных принципов, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами;

    б) формулировка правил поведения профессиональных бухгалтеров, как возглавляющих профессиональные организации (работающих индивидуально), так и работающих по найму;

    в) изложение порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям вышеуказанных принципов и правил поведения.

    2.2. Положения настоящего Кодекса обязательны для всех физических лиц - членов некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров", а также для членов тех общественных объединений различных категорий профессиональных бухгалтеров, которые примут решение о подчинении своей деятельности требованиям настоящего Кодекса.

     

  • Статья 3. Определение профессионального бухгалтера
  • 3.1. В рамках данного Кодекса под профессиональным бухгалтером понимается физическое лицо, осуществляющее деятельность в областях, перечисленных в п.4.1, обладающее на законных основаниях одним из следующих документов:

    а) удостоверение о членстве в Некоммерческом партнерстве "Институт профессиональных бухгалтеров";

    б) аттестат аудитора Российской Федерации по любой из разновидностей аудита;

    в) любой иной документ, который компетентные органы некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" признают эквивалентным документам, перечисленным в п.п. "а" и "б".

     

  • Статья 4. Сфера деятельности профессиональных бухгалтеров и особенности этой деятельности
  • 4.1. Профессиональный бухгалтер работает, как правило, в одной из следующих областей:

    а) бухгалтерский учет;

    б) аудиторская деятельность;

    в) финансовый менеджмент, финансовая экспертиза;

    г) преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность в вышеперечисленных сферах.

    4.2. Деятельность профессиональных бухгалтеров имеет следующие особенности:

    а) наличие специфической квалификации и навыков, достигаемые образованием и опытом работы;

    б) приверженность к единой определенной системе ценностей;

    в) признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами клиента или работодателя, вытекающие из того обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое и непосредственное значение не только для его клиента или работодателя, но и для всего общества в целом.

     

  • Статья 5. Интересы профессионального бухгалтера, клиента, работодателя и общества
  • 5.1. Признание приоритета общественных интересов иногда вступает в противоречие с требованием лояльности по отношению к клиенту, работодателю или с собственными сиюминутными интересами и в таких случаях требует от профессионального бухгалтера принятия ответственных решений.

    5.2. Защищая интересы клиента в отношениях с третьей стороной (такой, как государственные органы, другие предприятия и т.д.), профессиональный бухгалтер должен быть уверен, что защищаемые интересы базируются на законных и справедливых основаниях. Как только профессиональному бухгалтеру станет ясно, что защищаемые интересы клиента противоречат требованиям закона и(или) справедливости, он обязан принять меры к отказу от их защиты. Вместе с тем в таких случаях профессиональный бухгалтер не обязан проявлять инициативу в информировании об этом судебно-следственных органов, если только российское законодательство не требует от него в явном виде соответствующих действий.

     

  • Статья 6. Разрыв ожиданий
  • 6.1. Профессиональный бухгалтер должен ясно отдавать себе отчет в том, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, т.е. разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую общество ожидает от профессиональных бухгалтеров, и той, которую они могут представить и фактически представляют обществу.

    6.2. Профессиональный бухгалтер должен по мере своих сил постоянно содействовать уменьшению такого разрыва.

     

  • Статья 7. Цели деятельности профессиональных бухгалтеров
  • 7.1. Для того чтобы оправдать ожидания общества, профессиональный бухгалтер должен ставить перед собой четыре основные цели:

    а) обеспечивать потребности общества в полноценной и достоверной информации;

    б) достичь профессионализма, с тем чтобы клиенты и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;

    в) постоянно обеспечивать высокое качество услуг;

    г) завоевать доверие клиентов с тем, чтобы последние были уверены, что этика профессионального бухгалтера не позволит ему совершить недостойных поступков.

     

  • Статья 8. Основные принципы деятельности профессиональных бухгалтеров
  • 8.1. Чтобы достичь указанных целей, профессиональному бухгалтеру необходимо соблюдать ряд основных принципов:

    а) честность и объективность при выполнении услуг: основанием для выводов и рекомендаций профессионального бухгалтера может быть только информация, но не предвзятость, конфликт интересов или оказываемое на него давление;

    б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества своей работы, знание нормативных актов и наличие необходимых практических навыков, отказ от выполнения услуг, выходящих за пределы той области, где данный профессиональный бухгалтер является специалистом;

    в) конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения профессионального бухгалтера с клиентом (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);

    г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию;

    д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих услуг в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независимо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом которых он является.

    II. Общие требования, предъявляемые

    к профессиональным бухгалтерам

  • Статья 9. Честность, объективность, безошибочность
  • 9.1. В соответствии с принципом честности и объективности базой для выводов и рекомендаций профессионального бухгалтера может быть только собранная информация (причем, в достаточном объеме) и результаты ее анализа. Профессиональный бухгалтер должен стремиться к тому, чтобы ни личная предвзятость, ни предрассудки, ни конфликт интересов, ни давление со стороны клиента, работодателя, государственных органов и других третьих лиц не сказывались на его выводах и рекомендациях.

    9.2. Как профессиональному бухгалтеру, так и его клиентам или работодателям, следует ясно отдавать себе отчет в том, что профессиональный бухгалтер берет на себя обязательства честности и объективности, но отнюдь не абсолютной безошибочности своих выводов и рекомендаций.

     

  • Статья 10. Разногласия с клиентом и этика
  • 10.1. Сама по себе ситуация, когда взгляды профессионального бухгалтера и его клиента по тем или иным вопросам не совпадают, является нормальной и не имеет прямого отношения к этике. Она перерастает в этическую проблему тогда, когда профессиональный бухгалтер испытывает давление со стороны клиента или третьих лиц, либо когда перед ним встает перспектива утраты клиента в случае следования профессиональным бухгалтером принципу честности и объективности.

    10.2. В случаях таких разногласий у профессионального бухгалтера есть следующий (не претендующий на полноту) набор возможных действий:

    а) попытка понять позицию клиента и возможность пойти ей навстречу, оставаясь при этом в пределах этических норм;

    б) обсуждение проблемы со своим руководством или коллегами;

    в) обсуждение проблемы с вышестоящей инстанцией клиента;

    г) запрос с целью получения разъяснений или рекомендаций в общественные организации, например в некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров" или в его территориальные подразделения.

    10.3. Профессиональному бухгалтеру необходимо по возможности избегать взаимоотношений с лицами, пытающимися повлиять на объективность его выводов и рекомендаций либо прекращать взаимоотношения с такими лицами, указывая на недопустимость оказания давления на профессионального бухгалтера в любой форме и степени.

     

  • Статья 11. Честность, объективность и вопросы оплаты профессиональных услуг
  • 11.1. Профессиональному бухгалтеру следует иметь в виду, что к нарушению принципа честности и объективности его нередко подталкивают те клиенты, которые предлагают недостаточную плату за его услуги. Это осуществляется либо бессознательно, когда клиент не отдает себе ясного отчета в том, что он по существу ограничивает возможности профессионального бухгалтера собрать достаточный объем информации и провести грамотный ее анализ, либо на сознательном уровне, когда клиент старается скрыть свои недостатки в условиях ускоренной работы.

    11.2. С другой стороны, профессиональному бухгалтеру не следует стремиться получать с клиента завышенную плату, так как это подрывает его личный авторитет и авторитет бухгалтерской профессии в глазах реальных и потенциальных клиентов, а также общества в целом.

    11.3. Примерным ориентиром в вопросах оплаты услуг профессионального бухгалтера могут служить сложившиеся ставки за услуги аналогичного уровня и качества, установившиеся в данном регионе Российской Федерации, а не в других регионах страны или зарубежных странах.

     

  • Статья 12. Достижение и поддержание профессиональной компетентности
  • 12.1. Профессиональный бухгалтер обязан обеспечить высокое качество оказываемых им услуг. Для этого необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Он обеспечивается как достижением достаточного уровня знаний и навыков, так и последующим поддержанием профессиональной компетентности на необходимом уровне посредством занятий на различных курсах повышения квалификации и самообучения в сфере своей профессиональной деятельности.

    12.2. Профессиональный бухгалтер не должен рекламировать себя как обладающего знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он ими на самом деле не обладает.

     

  • Статья 13. Профессиональная компетентность и оказание услуг
  • 13.1. Профессиональный бухгалтер обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетентности. Если он на стадии заключения договора или в процессе выполнения работы поймет, что некомпетентен в ней, то он должен прямо заявить об этом клиенту или работодателю и либо предложить пригласить для совместной работы необходимого специалиста, либо отказаться от выполнения данных услуг вообще.

    13.2. Профессиональный бухгалтер должен ясно отдавать себе отчет в том, что, принимаясь за определенную работу, он тем самым заявляет клиенту или работодателю, что обладает не меньшими знаниями и опытом, чем другие лица, выполняющие аналогичные услуги. Поэтому в тех случаях, когда он на самом деле такими знаниями и опытом не обладает, он вводит в заблуждение своего клиента или работодателя, которые могут не иметь возможности объективно оценить компетенцию претендентов на выполнение данной работы.

    13.3. Профессиональный бухгалтер должен стремиться осуществлять свою деятельность, по мере возможности постоянно контактируя со специалистами своего профиля, а в ряде случаев стараясь организационно войти в коллектив таких специалистов. Он должен понимать, что некоторым категориям профессиональных бухгалтеров (например, аудиторам) чрезвычайно трудно ввиду разнообразного характера их деятельности сохранять надлежащую профессиональную компетентность, работая индивидуально, вне коллектива специалистов своего профиля.

    13.4. Профессиональный бухгалтер должен понимать, что параллельное занятие отдаленными от бухгалтерской профессии сферами деятельности может компрометировать как его самого, так и сообщество профессиональных бухгалтеров; в этих случаях он должен воздерживаться от такого рода занятий.

     

  • Статья 14. Конфиденциальность и разглашение информации
  • 14.1. В соответствии с принципом конфиденциальности профессиональный бухгалтер обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах и финансовом положении клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг.

    14.2. Разглашение конфиденциальной информации клиентов не является нарушением принципа конфиденциальности в случаях:

    а) когда это разрешает клиент с учетом интересов всех сторон, которых такое разрешение может затронуть (обычно подобное разрешение должно быть дано в официальной форме в письменном виде);

    б) если это предусмотрено законодательством или решениями судебных органов (например, сообщение в компетентные органы в случаях явных признаков состава преступления);

    в) для защиты интересов профессионального бухгалтера в ходе расследования, проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов;

    г) представления информации о выполненной работе представителям профессиональных объединений, например некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" или его территориальных подразделений, уполномоченных контролировать качество такой работы и соответствие ее требованиям правил и стандартов.

    14.3. Профессиональный бухгалтер не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении услуг, в ущерб его интересам, либо для своей выгоды, либо для выгоды третьей стороны.

     

  • Статья 15. Налоговые расчеты и рекомендации
  • 15.1. При оказании услуг по налогообложению профессиональный бухгалтер должен руководствоваться интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не способствовать фальсификации учетных данных с целью уклонения его клиентом от уплаты налогов и обмана таким клиентом налоговых органов.

    15.2. Профессиональный бухгалтер обязан сообщить руководителю и(или) представительным органам клиента о выявленных в ходе оказания услуг фактах нарушения налогового законодательства и ошибках при расчетах и уплате налогов, а также информировать их о возможных последствиях и путях исправления допущенных нарушений и ошибок. Форму и адресат такого сообщения профессиональный бухгалтер определяет исходя из конкретной ситуации.

    15.3. Профессиональный бухгалтер должен предупредить клиента, что ответственность за составление налоговой отчетности лежит на руководителях клиента, и что привлечение к налоговым консультациям сторонних высококвалифицированных специалистов не гарантирует клиенту отсутствие в последующем конфликтов с налоговыми органами.

    15.4. Профессиональный бухгалтер не должен нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах третьих лиц (в частности, своих родственников и знакомых), поскольку это помимо всего прочего подрывает доверие клиентов и общества в целом к деятельности сообщества профессиональных бухгалтеров в сфере налогообложения.

     

  • Статья 16. Услуги профессионального бухгалтера в других странах
  • 16.1. Профессиональный бухгалтер, квалифицированный в данном качестве в одной стране, может работать по своей специальности в другой стране в соответствии с ее законодательством на временной или постоянной основе. Независимо от того, где профессиональный бухгалтер оказывает свои услуги, этические нормы его поведения должны оставаться высокими.

    16.2. Работая в другой стране, профессиональный бухгалтер должен знать и применять в своей работе международные стандарты и национальные стандарты данной страны, относящиеся к сфере его деятельности.

     

  • Статья 17. Различия в этических нормах между разными странами
  • 17.1. Оказывая услуги в другом государстве, профессиональный бухгалтер должен руководствоваться следующими правилами:

    а) если этические нормы соответствующих профессий в этом государстве в каких-либо отношениях являются менее строгими, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, необходимо придерживаться требований настоящего Кодекса;

    б) если этические нормы соответствующих профессий в этом государстве в каких-либо отношениях являются более строгими, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, необходимо придерживаться этических норм, принятых в данном государстве.

     

  • Статья 18. Другие общие требования к профессиональным бухгалтерам
  • 18.1. Этические требования, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру, не исчерпываются теми, которые в явном виде перечислены в настоящем Кодексе. Профессиональные бухгалтеры обязаны придерживаться общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.

    18.2. Хотя согласно трудовому законодательству Российской Федерации профессиональный бухгалтер может, как и другие работники, уволиться с занимаемой должности в любой момент, он должен принять максимально возможные меры к тому, чтобы до этого закончить начатую работу.

    18.3. Профессиональный бухгалтер не должен требовать от своих клиентов знаний каких-либо финансово-хозяйственных и учетных вопросов, однако он должен по мере возможности способствовать увеличению таких знаний в тех случаях, когда клиент сам этого желает.

    18.4. Профессиональные бухгалтеры, возглавляющие профессиональные организации, собственники профессиональных организаций, профессиональные бухгалтеры, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей, способны оказывать решающее влияние на характер взаимоотношения соответствующих профессиональных организаций с организациями клиентов. Особенности этических требований, предъявляемых к таким профессиональным бухгалтерам, приведены в главе III настоящего Кодекса.

    18.5. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму, обязаны подчиняться распоряжениям вышестоящих руководителей. Особенности этических требований, предъявляемых к таким профессиональным бухгалтерам, приведены в главе IV настоящего Кодекса.

    VI. Дисциплинарные меры и порядок их применения

     

  • Статья 43. Дисциплинарные меры
  • 43.1. Нарушение перечисленных в настоящем Кодексе норм влечет за собой по отношению к нарушителю следующие дисциплинарные меры ответственности (перечислены в порядке усиления):

    а) замечание;

    б) предупреждение;

    в) приостановление членства в соответствующем профессиональном объединении на срок до одного года;

    г) исключение из членов соответствующего профессионального объединения.

     

  • Статья 44. Применение дисциплинарных мер
  • 44.1. Перечисленные в статье 43 настоящего Кодекса дисциплинарные меры принимаются руководством соответствующего профессионального объединения в соответствии с его уставом и регламентом. Данное профессиональное объединение, руководствуясь интересами повышения авторитета бухгалтерской профессии, самостоятельно определяет порядок применения этих дисциплинарных мер.

    44.2. Исключение из членов некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" влечет за собой лишение звания "профессиональный бухгалтер" с соответствующими последствиями. В случае исключения из членов другого профессионального объединения последнее вправе поставить перед органом, выдавшим нарушителю упомянутый в п.3.1 документ, вопрос о лишении нарушителя этого документа.

     

    Хостинг от uCoz