РЕЙТИНГ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ: рынок ради рынка

Группа Andersen Consulting (AC), не так давно заявившая о значительной переориентации собственного бизнеса в область Интернет-экономики, опубликовала в Fortune результат собственного исследования современного состояния этого сектора. Данные были представлены в виде списка 50 компаний, по мнению специалистов АС, делающих наибольшие инвестиции и оказывающих максимальное влияние на развитие электронной коммерции. Результаты этого рейтинга, несмотря на то, что они не дают ответ на “проклятый вопрос начала века”, будет или не будет текущее столетие веком e-commerce, создают очень любопытную картину того, что же представляет из себя Интернет-экономика сегодня.

Компания

Год основания

Продажи в 1999 г., $ млн

E-business, провайдеры сетевых услуг

AOL

1985

4777

Charles Schwab

1986

1986

Amazon.com

1994

1015

E*Trade

1982

621

Knight?Trimark

1995

618

Yahoo

1995

341

Ameritrade Holding

1992

301

EarthLink Network

1994

254

Priceline.com

1998

189

CMGI

1986

176

Сетевое программное обеспечение и сервис

Microsoft

1975

19747

Oracle

1977

9063

Intuit

1983

848

Network Associates

1992

785

Cambridge Tech.Partners

1991

628

TMP Worldwide

1967

585

USWeb/CKS

1995

375

Citric System

1989

323

Macromedia

1992

167

Network Solution

1979

142

Производители сетевой компьютерной техники

IBM

1911

87448

Lucent

1995

38303

Intel

1968

28194

Dell

1984

21670

Cisco

1984

12154

Sun Microsystems

1982

11726

EMC

1979

4459

Qualcomm

1981

3937

Network Appliance

1992

335

Broadcom

1991

335

Прежде всего следует признать, что нынешняя Интернет-экономика - бизнес не столь уж и молодых компаний. Лидеры рынка, как правило, имеют минимум семилетнюю историю. Компании же, созданные три года назад, пока практически не играют в Интернет-экономике большой роли.

Поражает диспропорция объемов продаж компаний, которые обеспечивают инфраструктуру рынка, и собственно e-commerce. Самый “горячий” сектор фондового рынка обеспечивает не более 3% от суммарных продаж столпов сетевого бизнеса. А на долю “техников” приходится не менее 87% продаж. Фактически это рынок ради рынка: именно эти 3% обеспечивают миллиардные обороты “техников”. Впору вспоминать пессимистов-аналитиков, которые говорят об искусственности сетевой экономики: ни один рынок, создающийся исходя из потребностей покупателей, подобной структуры не имеет. Конечно, на такой инфраструктуре сетевые компании смогут развиваться быстрее, чем на “естественно создающемся” рынке. Но в целом это напоминает не рост рынка, а его выращивание.

Примечательно разделение продаж между компаниями-лидерами и аутсайдерами. По всем четырем рынкам первые три компании держат никак не менее 40% продаж. Сегодняшняя Интернет-экономика невероятно монополизирована, и списывать это на издержки ее слабого развития бессмысленно.

Учитывая, что лишь малая часть компаний из списка активно работает в России, остается лишь предполагать: либо в ближайшие два-три года корпорации из рейтинга АС будут вкладывать огромные деньги в российский Интернет-бизнес, или же национальная Интернет-экономика будет развиваться по особому пути, никак не коррелирующему со всем мировым опытом.

Впрочем, есть и третий вариант. Никакой Интернет-экономики в России не будет. Возможно, это к лучшему: никому не известно, что получается, когда потенциально огромный сектор бизнеса не растет сам по себе, а выращивается конкурирующими “садовниками”. Будем наблюдать со стороны.

Дмитрий Бутрин

“Компания”. 14 февраля 2000 г.

Хостинг от uCoz