Как организовать время

Луций Анней Сенека (около 4 до н.э., Испания – около 65 н.э., Рим)

Римский философ и писатель. Наставник, затем советник императора Нерона. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора Нерона и покончил с собой. Виднейший представитель римского стоицизма. Кроме философских сочинений Сенека автор девяти трагедий до сих пор ставящихся в театрах мира, среди них “Медея”, “Федра”, “Эдип”.

 

Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всего потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь – не на те дела, что нужно.

Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая ее часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.

Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочешь, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.

Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мной обстоит так же как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты; все меня прощают, никто не помогает.

Ну так что ж? По-моему не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уже лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.

Письмо 1.

Сенека “Нравственные письма к Луцилию”

 

Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты, наверное, поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не так велико, или не так длительно.

Недолго найти и примеры, которые укрепят тебя – каждый век дает их. К чему бы ты ни обратился памятью – в нашем государстве или на чужбине, - ты найдешь души, великие или благодаря природной силе, или благодаря совершенствованию. Если ты будешь осужден, разве ждет тебя что-нибудь тяжелее изгнания или тюрьмы? Есть ли что-нибудь страшнее, чем пытка огнем, чем гибель? Возьми любое из этих зол и назови тех, что их презрел: тебе придется не искать имена, а выбирать.

Письмо 24.

Сенека. “Нравственные письма к Луцилию”

Что же есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Кто умен и искусен, тот, смотря по обстоятельствам, одно отвергнет, другое выберет. Однако он не боится того, что отвергает, и не восхищается тем, что выбирает, если только душа его высока и непобедима.

Письмо 31.

Сенека. “Нравственные письма к Луцилию”.

Ты жалуешься, что тебе не хватает книг. Но ведь дело не в том, чтобы книг было много, а в том чтоб они были хорошие: от чтения с выбором мы получаем пользу, от разнообразного – только удовольствие. Кто хочет дойти до места – тот выбирает одну дорогу, а не бродит по многим, потому что это называется не идти, а блуждать.

Письмо 45.

Сенека “Нравственные письма к Луцилию”

“Однажды случилось так, что человек, принимая ванну, наступил на мокрую веревку, и ему показалось, что это змея. Он тут же подскочил в ужасе, потому что мгновенно представил себе все те мучения, которые последуют за ее ядовитым укусом, его охватил страх смерти. Но вот он с облегчением видит, что это вовсе не змея. Стало быть, причина его страха была в ошибке, в его неправильном представлении о реальности. Как только он разобрался, что это всего лишь веревка, он тут же успокоился и испытал облегчение…”

Из книги “Дух Будды”

Хостинг от uCoz