Приоритеты

Как там у нас на работе? Ты скоро загремишь в сумасшедший дом, завалишь проект, пошлешь к черту годовой план, разобьешь голову о стену, а бухгалтершу точно задушишь в понедельник? Очень хорошо. Но все планы, как далеко идущие, так и ближайшие, нужно систематизировать, предварительно выделив наиболее приоритетные из них. И только потом приступать к их претворению в жизнь.

Для чего нужны приоритеты?

Не нужно путать приоритетность с очередностью. Когда ты собираешься съесть апельсин, ты первым делом снимаешь с него кожуру, но приоритетом это действие для тебя не является. Успешная стратегия — это подчинение жесткой схеме: “Я хочу получить желаемое. Для этого я ищу эффективнейшие пути”. Заведомо проигрышная стратегия — строить свою работу по противоположному принципу: “Я сейчас занимаюсь тем, что у меня под носом, а потом поглядим, что из этого получится”. Приоритеты — это основные цели, которые ты стремишься достичь. Неудивительно, что они обычно занимают последнее место в хронологическом порядке твоих действий. Плохо, если ты начинаешь путаться в том, что для тебя важно само по себе, а что является только способом достижения цели. Если ты не умеешь выбирать себе приоритеты, ты можешь существовать в единственном режиме — как подчиненный, каждое действие которого продиктовано кем-то другим. Если же ты собираешься заниматься любой самостоятельной деятельностью, то твоей первичной задачей должно стать умение определять приоритеты.

Как определять приоритеты

Самый простой способ — начать их проговаривать для себя. За час до совещания решить, какую идею тебе нужнее всего будет протащить. С вечера накануне подумать о том, чего бы ты хотел добиться сегодня. В воскресенье — что будет самым важным делом на следующей неделе. В январе — каких успехов ты безусловно ждешь от себя к концу нынешнего года.

Затверженные тобой приоритеты будут мерцать как маяки даже в сумрачном тумане полубеспамятства, который нередко охватывает мозг загруженного работой человека.

Самое важное теперь — это не позволить своему кораблю заплыть на рифы приоритетов ложных.

Как бороться с ложными приоритетами

Очень просто. Находить истинные. А для этого достаточно всего-навсего постоянно задаваться вопросом: ЧТО СЕЙЧАС ВАЖНЕЕ?

Ложный приоритет Достать Петю из-под земли.

Истинный приоритет Узнать, кто такой “херакотерий”.

Что делать Звонить в зоопарк или музей палеонтологии.

Ложный приоритет Заставить всех считаться с тобой.

Истинный приоритет Не заставлять голодных покупателей безрезультатно ждать своих саек.

Что делать Оплатить бинтик.

Ложный приоритет Ловко обмануть клиента.

Истинный приоритет Сохранить с ним хорошие деловые отношения.

Что делать Предварительно договорившись с конкурентами, позвонить клиенту и с поклонами переадресовать его к “мистерам Твистерам”, заверив, что ты уже обо всем позаботился и его там ждут с распростертыми объятьями.


Классический пример подмены приоритетности

Можно, конечно, посвятить эту главу тщательному анализу причин крушения компании “Титаник”, которая пошла на дно сразу после колебаний курса акций. Однако ты можешь решить, что это к твоей ситуации не относится, ведь “Титаник” торговал бисквитами из брюквы, в то время как руководимая тобой фирма, наоборот, производит насосы для детских велосипедов. Хорошо. Чтобы ты понял, что для программы правильной приоритетности не важна специфика деятельности, выберем для анализа совершенно отвлеченный предмет.

Давай пронаблюдаем за одним-единственным днем из жизни обычной домохозяйки. Допустим, ее зовут госпожа Кавардакова. Случилось так, что сегодня у четы Кавардаковых годовщина свадьбы и супруга хочет достойно подготовиться. Что она делает?

10.00 Покупает в магазине стиральный порошок, металлическую щеточку для чистки сковородок, три килограмма картофеля, ёршик для мытья бутылок, четыре бараньи котлеты, бутылку красного вина, занавеску для душа, банку карамелек и пузырек полироля для мебели с запахом ананаса.

10.20 Попутно ругается с кассиршей.

10.50 Вызывает домой сантехника, чтобы он заменил прокладку в кране.

11.00 Начинает разбирать завал в шкафу.

11.15 Звонит в ателье художественной штопки и интересуется, сколько они берут за заделывание дырок, проеденных молью.

11.40 Начинает разбирать завал в шкафу.

12.35 Высказывает сантехнику все, что она думает по поводу треснувшей раковины.

12.45 Оскорбленная до глубины души, продолжает разбирать завал в шкафу.

13.30 Моет, кормит и переодевает вернувшихся из школы детей.

16.30 Натирает полиролем ножки кровати в спальне.

16.10 Говорит, что драться с Анютой не хорошо.

16.15 Выкидывает в мусорку подгоревшие бараньи котлеты.

16.25 Собирает с пола осколки разбитой мячом бутылки и вытирает лужу.

16.40 Объясняет, почему у зайчика большие уши.

17.00 Нервно утрамбовывает все в шкаф и хлопает дверцей.

17.20 Бежит в кулинарию и покупает "ёжики с мясом.

17.40 Пытается навести порядок во всей квартире, почистить картошку, призвать к порядку детей, проветрить комнаты, провонявшие ананасом и отнять у Анюты карамельки.

18.30 Встречает мужа и закатывает ему истерику, потому что он шляется по мокрому полу в грязных ботинках…

 

Здесь мы видим, как приоритет оказался задавлен и уничтожен неверно выбранными действиями. Госпожа Кавардакова хотела порадовать мужа и приготовиться к встрече мужа, чтобы провести с ним запоминающийся вечер. Для этого она решила навести в квартире идеальный порядок, превратить детей в ангелов и накормить супруга вкусным ужином. И это было ошибкой. Госпожа Кавардакова подменила свой основной приоритет второстепенными. Наводить порядок нужно тогда, когда тебе нужен порядок. А для того чтобы побаловать мужа, госпоже Кавардаковой необходимо было сделать всего три вещи:

Принцип приоритетности в выборе стратегий

Правильно расставлять приоритеты важно, не только выбирая себе цели. Это умение не менее полезно, когда ты ищешь пути достижения этих целей, — в данном случае под приоритетностью можно скорее понимать выбор применяемых стратегий.

Но вопрос, который ты ставишь перед собой, остается тот же: ЧТО СЕЙЧАС ВАЖНЕЕ?

Допустим, у тебя на работе сложилась крайне тяжелая ситуация. Находящийся в твоем подчинении менеджер по рекламе Бякин настолько явно пренебрегает своими обязанностями, что это ставит под угрозу весь отдел. В приятелях у него начальник соседнего отдела, с которым тебе совершенно не хочется портить отношения. На примете у тебя есть великолепный работник, который смог бы оживить деятельность коллектива, но, что делать, у Бякина в руках все связи с клиентами, с которыми новичку еще придется находить общий язык, а у вас и без того горят проекты. Кроме того, в компании существует правило, что и увольнения, и прием на работу происходит только после множества обсуждений, заявлений и прочих проволочек, времени на которые у тебя нет. А президент компании и так последнее время тобой недоволен. Ситуация, на первый взгляд, безвыходная. Ты пытаешься поговорить по душам с начальником соседнего отдела.

Чем ошибочнее твоя приоритетная политика, тем больший груз тебе приходится тащить

Тот немедленно передает все Бякину. Бякин жалуется на тебя всем клиентам, несказанно клевеща при этом. Ты выносишь на следующее общее собрание вопрос об увольнении Бякина. Бякин несется к президенту компании и ябедничает ему, что проекты заваливаются. Они и в самом деле заваливаются. Когда же после долгих разбирательств и поисков виноватого всплывает правда и Бякина с позором изгоняют, выясняется, что облюбованный тобой специалист уже сто лет как работает в другой компании. Что же, давай расставлять приоритеты.

Задай себе вопрос: сможешь ли ты успешно закончить данные проекты, невзирая на полную профнепригодность Бякина? Нет? Тогда чем ты рискуешь? Более того, приняв на работу нового человека, ты будешь иметь моральное право несколько подзатянуть самые-рассамые последние сроки...

Вывод Сдача проектов в данном вопросе не является приоритетом. Ваши клиенты тебе знакомы. Чтобы после обзвонить их всех, ввести в курс дела и попросить о максимальной снисходительности поначалу, подчеркнув, что новый работник, исключительного ума и профессионализма человек, который всем им окажется в сто раз полезней Бякина, уйдет полдня. Бякин съедает у тебя гораздо больше времени.

Вывод Спокойствие и безмятежность клиентов в данном вопросе не являются приоритетом. Ну и кто такой, этот начальник соседнего отдела? Если бы он был намерен открыто портить с тобой отношения, он давно бы так и поступил без всяких к тому поводов. Вероятнее всего, вы и дальше будете приветливо раскланиваться с ним при встрече в коридоре.

Вывод Мнение начальника соседнего отдела в данном вопросе не является приоритетом. А вот с оставшимися пунктами программы уже можно работать. (На этом данную статью вполне можно было бы и закончить, потому что блестящие выходы из сложных ситуаций не являются сейчас предметом нашего разбирательства, но все же нехорошо бросать интересную историю на полпути.)

План действий

Звони своему протеже и договаривайся о том, что он будет готов выйти на работу уже завтра, после чего отправляйся к президенту компании. Начни с покаянного сообщения о том, что отдел, и правда, работает вполсилы, объясни, с чем это связано, приведи несколько характерных иллюстраций из биографии Бякина, пожалуйся на горящие сроки и сообщи, что у тебя есть гений, который уже стоит в стартовой позиции. А теперь посмотри, что из этого получилось.

Виталий Танин

Men’s Health. Январь-февраль 2000 года.

Хостинг от uCoz